Орден марийских скальдов
 
Предуведомление
Героические песни
Марийская мифология
Мифы о сотворении мира
Мифы о богах
фрагмент 1
фрагмент 6
фрагмент 5
фрагмент 4
фрагмент 3
фрагмент 2
Мифы о героях
Лирические песни
Марийское фэнтэзи
Из истории марийского народа
Гостевая
Rambler's Top100

Потоп

В древности марийский народ был многочисленным. Они, как, и мы, молились великому Юмо в рощах. В жертву Юмо приносили людей. Однажды один мариец пошел молиться в рощу. Своего сына он привязал к священному дереву куэ, березе. Береза была тогда священным деревом. И вот мариец приготовился жертвовать своего сына Юмо. Но сын начал очень умолять своего отца, чтобы он не жертвовал его:
- Отец, не жертвуй меня богу!
Юмо услышал мольбу юноши и сказал:
- Не жертвуй своего сына! Отныне я разрешаю вам молиться и приносить в жертву скотину.
С тех пор марийцы жертвовали своему богу скотину. Юмо, пожалев парня, спустил на землю лестницу и поднял его к себе на небо. Юмо говорит парню:
- Ты не дотрагивайся до этого серебряного посоха, не дотрагивайся до бочки и с водою и других предметов. Я сейчас отправлюсь, дам дождь земле. Когда приблизятся туча, ты возьми ложку, черпни воду из бочки, сначала на землю выплесни каплю воды, потом - две капли, затем - три, а потом - целую ложку! Немного погодя, выплесни на землю целый ковш воды!
Когда Юмо ушел, парень взял серебряный посох и с грохотом поставил его - и сразу на земле прогремел сильный гром. Затем он взял ложку с водой, выплеснул на землю и снова с грохотом поставил тот посох - грянул гром, на земле пошел дождь.
Парень про себя в небе думает: "Какой же дождь на земле с одной ложки воды!" И начал выливать воду с неба ковшом. И этого ему показалось мало: он взял бочку, опрокинул ее и вылил всю воду. Так произошел на земле потоп. Вся земля была залита водой. А вот теперешние люда - это уже другой народ.

О том, почему в жертву Юмо приносят животных белой  масти

Прежде марийцы приносили в жертву богам своих пленников. Но вот однажды привели они в священную рощу к жерственному камню необыкнвоенно прекрасных молодых парня и девушку.
И только жрец занес над ними нож, чтобы пролить невинную кровь, как с неба упал белорунный баран.
Значит, Юмо дал знак - не людей надо приносить в жертву, а угоднх богу животных. С тех пор приносят в жертву Юмо коней, быков, баранов и прочих животных белой масти.

О том, как появились священные рощи

Когда-то, в давние времена, Юмо послал ко всем народам устроителей жизни. По мере того, как жизнь народов обустраивалась, посланники постепенно один за другим уходили. В свое время ушли они и от марийцев.
Однажды мариец случайно увидел одного из посланников и попросил его помочь в хозяйственных делах. Посланец не отказал. В другой раз мариец увидел его у березы и снова обратился к нему с просьбой, на что тот ответил, что если будет нужда в нем, то пусть люди приходят в куэр, березовую рощу, и просят его.
После этого посланников от Юмо марийцы не видели. Но с тех пор люди стали почитать люмдымопу, духов деревьев. Эти духи до сих пор продолжают помогать марийцам, передавая их просьбы небесным богам.

Род Валгепондов

"Ну а кто землей владеет?
Я скажу: "Народ марийский!"
"Что от прошлого осталось?"
И отвечу я: "Преданья
О делах далеких предков,
Их печалях и надеждах,
И мечтах о новой жизни".

Древние легенды повествуют о "муро апшатах", "кузнецах песен". Первым был старик Валгепонд, что значит "светлобородый", великий прорицатель из мари.
Одни утверждают, что свой дар он получил еще в юности, когда встретил чудесного лося, на рогах которого были начертаны знаки, повествующие о тайнах мира, его прошлом и будущем. Говорят, что этот лось был явлен первой паре людей, сотворенных Кугуюмо.
Рога лося, имя которому было Сорд, отливали чистым золотом, ведь некогда он держал на своих рогах по два солнца и по две луны, - об этом рассказывают мифы сибирских народов.
Валгепонд настоял на том, чтобы мари приносили жертвы богам. Одни утверждают, что сделал это он вынужденно, наученный горьким опытом соседей мари - мере и мещёры, которые отвергли покровительство спустившихся в образе духов-водэжей богов, за что были обращены в горелые пни. Другие рассказывают о том, что однажды ночью Валгепонду привиделось будто он, с множеством людей, шел по некой равнине; вдруг все рухнули в ужасную пропасть. Тогда Валгепонд взмолился Юмо, и люди стали подниматься в гору, где сиял необыкновенный свет, все цвело и росли невиданные деревья из золота и серебра. Отголосок древнего сказания находим в народной песне:

Взойдя на вершину горы,
Посмотрел я на свод небесный;
Был он зелено-синим,
Только боги белы и чисты.
 
Валгепонд завел обычай во время жертвоприношений бить молотом о наковальню, чтобы боги услышали его. При этом он громко и складно пел. Людям казалось, что с каждым новым ударом из наковальни вылетает слово, тот час подхватываемое жрецом. Вот почему Валгепонда и вообще всех искусных в красноречии стали называть "кузнецами песен".
Последний из рода Валгепондов, Рознега, жил совсем недавно и умер в 1860 году по христианскому летоисчислению. Рассказывают, что в молодости он был большим грешником, но потом одумался и стал примерным жрецом. Он устраивал большие моления в березовых рощах, куда ходили даже сернурские мари. Богов угощал обильной пищей, которую варил на семидесяти семи кострах. От того Рознега получил свое прозвище, "Сэмлу сум тулн куговуй", "хозяин семидесяти семи огней". Каждый раз он просил у богов прощения на тот случай если ошибется в обряде. Вот одна из искупительных молитв Рознеги:

О великий Юмо-небожитель!
Если жертв мы принесть не сумели,
Взяв нечистой рукою барашка, 
Пили-ели совсем неумело,
Будто малые дети шумели,
И с ножа уронили кусочки,
Да ногами их все затоптали;
Если к платью приставшего жира
Не увидели мы - божьей пищи;
Если кости сломали овечьи,
Не найдя белокруглых суставов,
Если в бедных пришли одеяньях,
Разноцветных пришли если тоже;
Если первое слово последним
Было сказано нами святое, -
Ты прости нас, мужей неразумных,
Хоть с копытами быстрые кони -
На камнях спотыкаются гладких;
С языком запинаются люди,  
Если речь их горька и печальна.

Однажды к Рознеге спустился сам Кугуюмо и сказал: "Немного ты поторопился, успел убрать котлы. Если бы не убрал, то марийцам больше бы не пришлось приносить жертвы".
Старик Рознега предсказывал, что "в будущем люди будут жить одной семьей. Парни и девушки будут спать под одним одеялом, не ведая никакого стыда. Передвигаясь с востока на запад, люди будут ездить на железных конях и летать на железных птицах. Как рыбы они будут искать для себя лучшего места в жизни". Он также говорил: "Когда от холма Туньо полетит стрела в Уржум, явится один царь, и будет он править всем миром".
Если люди приходили к Рознеге, желая навести порчу на другого человека, то таких он выгонял. Однажды к нему пришел мари из Арды. Старик ему и сказал: "Ты пришел ко мне с двумя грехами. Один свой грех спрятал в голове - дурную мысль. Другой грех с собой принес - золото".
Говорят, что после своей смерти Рознега стал певцом самого Кугуюмо и получил в жены Омоньё - владычицу снов.

* * *

Сюжеты в которых фигурируют культовые котлы характерны для обско-угорской мифологии. Согласно преданию, Ялпусойка, властитель одного из городов на Оби, стал похваляться, что сильнее его нет ни в верхнем мире, ни на земле. Но когда от скока огромного коня стали ломаться лиственницы, великаны, посланные богами, вынесли четыре котла, чтобы священный конь поставил в них копыта, не касаясь земли. 

* * *

Наиболее полно финно-угорские мифы о грядущем конце света и гибели богов сохранились в саамской и обско-угорской мифологиях. В саамском мифе на золоторогого белого оленя Мяндаша, везущего колесницу Пяйве, охотится громовник Тиермес со своим луком-радугой; он видит добычу и смеется - от этого слышится гром. Человеку опасно видеть преследуемого небесного оленя: от сияния его глаз он может ослепнуть, от топота копыт оглохнуть. Когда в оленя попадет первая стрела, горы низвергнут огонь, реки потекут  вспять, иссякнут источники и высохнет море. Когда вторая стрела вопьется Мяндашу в лоб, огонь охватит землю, горы сгорят, а на севере лед закипит. Ильмарис, или Бьегг, бог ветров, обратится в пламень. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звезды падут с небе, Пейве-Солнце упадет со своей колесницы, потухнет луна, погибнут боги и люди. 
Согласно верованиям хантов и манси, конец мира начнется с того, что корни мирового древа, растущего вершиной вниз, начнут подгнивать. Из-под них хлынет вода. Мирсуснехум будет некоторое время сдерживать низвергающиеся с небес воды с помощью огромного медного блюда, но когда это блюдо переполнится, море покроет всю поверхность земли. По совету богов, люди будут некоторое время спасаться на плотах их пяти слоев лиственницы, ибо после водяного начнется огненный потоп. Четыре слоя лиственницы сгорят и люди, оставшиеся в живых, обратяться в юных лунков, духов, которым суждено будет дать начало новому поколению богов и людей.
Эстонская песня о Мировом дубе содержит редкий рассказ о конце света. Злодей Ванн имел трех сыновей: один был увечный, другой хромой, третий слепой. Увечный согнул лук, хромой сделал стрелы, слепой принялся стрелять. Он выстрелил в небо и порушил его край, так что оно раскололось, а стрела не вернулась. Второй стрелой он выстрелил в ноги Мааэмы, Матери-Земли, и Земля стала рушиться в преисподнюю, и та стрела тоже не вернулась. Третью стрелу он направил на гору, на сосновый холм. Эта стрела ударилась о камень и отскочила, попав в человека.

 Copyright © maritumerjumo@bk.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3