Орден марийских скальдов
 
Предуведомление
Героические песни
Марийская мифология
Мифы о сотворении мира
Мифы о богах
Мифы о героях
фрагмент 6
фрагмент 5
фрагмент 4
фрагмент 3
фрагмент 2
фрагмент 1
Лирические песни
Марийское фэнтэзи
Из истории марийского народа
Гостевая
Rambler's Top100

Нары
 
Землю в древние времена населяли великаны, нары. Некоторые из них были прародителями марийских родов. Так, великан по имени Иж-мари считался предком марийцев, живших по реке Иж. О великанах рассказывают следующее. Они перебрасывались огромными валунами, плели веревки из стволов сосен, шагали прямо через реки и озера. Леса им были по колено, вековые дубы они вырывали с корнями - деревья казались им репейником, а из песка, который нары вытряхивали из своей обуви, возникали холмы.

* * *

Эстонцам были известным предания о превобытных великанах - сыновьях Калевы. Углубления на камях - это следы рук сыновей Калевы, которые метали жребий, разделяя угодья. Считалось, что большие камни появились на полях Эстонии потому, что "девушка Калевы" несла их в переднике, но ткань не выдержала тяжести, и камни просыпались. Существует предание о похищении великанской девы, которая превратилась в огромный камень у городища Иру.
Самым знаменитым из потомков великана Калева стал Калевипоэг, эстонский герой-великан. Сохранились поверья о болотной траве как о волосах Калевипоэга, чертополохе, выросшем из капель пота великана. Больше сохранилось преданий о том, как Калевипоэг создавал скалы, разбрасывая камни. Равнины - это места, где великан скосил лес, гряды холмов - следы великанской пахоты, озера - колодцы Калевипоэга, древние городища - ложа великана, горные хребты - кости его коня. Огромные камни считаются оселками (точилами) Калевипоэга.
Врагами героя были злые духи ваны (букв. "старики"). Они также создают разнообразные детали рельефа, занимаются пахотой, ремеслом, имеют семьи. Как марийские орты и саамские сейды обитают в пещерах, на дне озер. Ваны иногда приглашают в гости людей, одаривают их горящими угольями, которые, если их положить в передник, обращаются в золото. Ваны строят огромные мосты через озера или даже моря. Из горсти песка, схваченной для строительства одного такого моста ваном, бегущим от витязя Тылла, возникли острова Харилайд на Балтийском море.
Калевипоэг состязается с ванами в метании камней, на которых остаются отпечатки его рук или ног. Это древние наскальные изображдения - петроглифы, которым приписываются магические свойства. Необычайной силе Калевипоэга посвящено предание о кольце девы Ильманейтси, которое та обронила в колодец: великан спускается за кольцом, а ваны скатывают в колодец жернов, но герой возвращается с жерновом, который он принял за кольцо, на пальце. В народных сказаниях сохранились две версии гибели Калевипоэга: враги отрубают герою ноги, когда тот спит или пьет из реки, в другом мифе превратившийся в коня ван уносит Калевипоэга в Маналу, где витязь, прикованный к вратам подземного царства, должен сторожить ванов, чтобы они не вышли на белый свет.
Говорят, великаны произошли от самой матери-природы Пюр. Коми-пермяки называли ее Дзюдзей и считали, что боги дали ей шесть грудей, чтобы вырастить многочисленное потомство. Великанша Парма - тайга, считалась матерью Кудымоша.

Великан Кокша

Было это давно. На берегу одной реки жил злой владыка Вараш. Охотники платили ему дань пушниной. Кто не успевал вовремя уплатить дани, того продавали в рабство к Варашу.
Долго так жили люди, но вот в одном доме родился мальчик. Говорят, его мать, красавица Чила, понесла от пчелы, которая ужалила ее во время сна.
Назвали мальчика Кокша. Муж Чилы сплел ему лыковую колыбельку и повесил у огня.
В первую ночь явился к Кокше Тул, дух огня, и сказал:
- Возьми, Кокша, мою силу, а смелость получишь от своего приемного отца.
На вторую ночь явился Кугуенг:
- Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту получишь от матери.
В третью ночь пришел сам Юмо:
- Я, твой настоящий отец, даю тебе мудрость. Любить же свою землю тебя научит народ.
Стал Кокша быстро расти, вскоре превратился в настоящего великана. Не прошло и недели, как он добыл столько пушнины, что на семь лет вперед избавил народ от выплаты дани, выкупил томившихся у Вараша в рабстве соплеменников. 
- Если так дальше пойдет, то люди совсем позабудут о моей власти. Надо погубить этого героя, - сказал Вараш.
Его подручные подтопили лед в том месте, где обычно ходил Кокша. Возвращаясь с охоты на лыжах, провалился великан под воду. Решил он, что конец пришел.           
- Вспомни о силе Тула встань на дно и оттолкнись ногами, - вдруг услышал Кокша чей-то голос. Увидели слуги, как сперва охотник исчез в полынье, а потом на берег выскочил и подумали, что все равно конец ему придет, замерзнет по пути домой.
Слышит Кокша другой голос:
- Вспомни о ловкости Кугуенга. Вставай на лыжи и беги. Кокша вскочил на лыжи и помчался к дому. Узнал он, что это дело рук Вараша, подошел к стенам его замка и крикнул:
- Эй, Вараш! Если ты не трус, выходи сражаться!
- Хорошо, но только не в чистом поле, а на широком дворе, - ответил тот.
И тут Кокша услышал голос старого Валгепонда, вестника богов:
- Не ходи один против Вараша, иди с войском. 
Но не послушался великан мудрого совета, пошел в замок. Налетели на него слуги Вараша. Хоть силен был Кокша, да перед стаей волков даже медведь не устоит. Повалили они его наземь, связали и бросили в глубокий колодец.
Томится Кокша в плену, жалеет, что не послушался мудрого совета. Отчаявшись, воззвал он к Юмо. И случилось чудо, прилетел к Кокше белый гусь. Кокша кровью написал на его крыле свое имя и пустил гуся в сторону родного илема. Так люди узнали, где сидит их защитник.
Был как-то у Вараша праздник. Вдруг у ворот появилось стадо быков.
- Прими наш дар, владыка, - сказали ему пастухи.
- Ладно, - ответил он и приказал зажарить половину быков, а остальных загнать в хлев.
Запылали костры. Подручные Вараша наелись мяса и легли спать.
Пока они спали, пастухи, пригнавшие стадо, разрезали бычьи шкуры, связали их в один прочный ремень, который спустили в колодец. Кокша обвязался концами кожанных ремней и его вытащили, отвели домой. Всю ночь, пока великан набирался сил, кузнецы ковали оружие. Утром собралось большое войско. Во главе войска встал Кокша.
Пошли люди войной на Вараша и свергли его. Кокша сделался правителем. Река, которую прежде звали рекой Вараша, назвали в честь Кокши - Кокшагой. Никто больше не опасался селиться вблизи жилища своего владыки, и вскорее на том месте вырос город Кокшар - будущая столица марийского края.

* * *

О Вараше, что в переводе с марийского значит ястреб, но не о человеке с таким именем, а храмовой птице, рассказывается в исландской саге о водвигах викинга Боси. Эта история близка марийскому героическому мифу. Символично то, что "бычья" тема занимает в ней центральное место.
Коварный скандинавский конунг отправляет викинга Боси и его побратима Херрауда в Биармию (Пьёрмланд), чтобы они достали чудесное, расписанное золотыми рунами, яйцо чудовищного ястреба. Проникнув в Биармию, Боси узнает от влюбившейся в него девицы о том, где находится желаемая добыча. Ястреб обитает в храме бога Йомали (Йомаля, Юмо) наполненном сокровищами. Хозяйка храма, колдунья, - мать правителя Биармии (возможно, сама великанша Парма, мать Перы) - благодаря чародейству узнает, что не проживет и месяц, и велит привести в храм красавицу Хлейд, чтобы та сменила ее в страшном мольбище. Специальный раб ежедневно приводит телку, которую поедает колдунья. Но перед этим телку должен покрыть заговоренный бык, которого держат на цепи в храме. После этого мясо телки становится отравленным, и всякий, отведавший его, приходит в безумное состояние. Этого мяса должна поесть и Хлейд, чтобы стать злобной колдуньей.
Побратимы подкрадываются к храму и убивают раба, а также и телку, которую тот пас. Побратим Боси облачается в рабский плащ, а шкуру телки набивает листвой, сам же Боси взваливает на спину труп раба, пронзив его копьем. Жрица спала, когда побратимы проникли в храм. Тут бык набросился на чучело телки, и герои свернули ему шею. Ястреб же, увидев труп, хотел схватить его чудовищными когтями, но Боси пронзил птицу копьем, и та рухнула прямо на героя. Проснувшаяся колдунья бросилась на Херрауда и поранила его до кости своими когтями, но поскользнулась на крови ястреба. Побратимы расправились со жрицей, и, когда та испустила дух, земля содрогнулась.
Герои нашли яйцо в гнезде ястреба и так много золота, что у них едва хватило сил, чтобы его унести. Идола Йомали обнаружили сидящим у алтаря. Герои сняли с него корону, украшенную драгоценными каменьями, гривну, взяли с колен блюдо, наполненное золотом. Удалось спасти и красавицу Хлейд, прикованную в храме.

Детство Немды

Первые люди были все сплошь силачами, ростом - под стать великанам. Они селились в самой густой чаще леса, не боясь диких зверей. Трое братьев - Плямари, Исамари, Нурмари, перебрасывались за несколько верст топорами, весело напевая песни. Они валили столетние дубы, жгли их корни и образовавшейся золой удобряли землю. Так марийцы расширяли свои поля, двигаясь все дальше на север и восток, оттесняя народец ортов за реку Ветлугу.
Минула целая тысяча лет, умерли Плямари, Исамари, Нурмари. Перевелся род силачей, остались люди без всякой защиты. В ту пору стали наступать со всех сторон враги. Они захватили много марийских земель: горную область на правом берегу великой реки Волгыдо, пойменную долину ее притока Кокшаги и даже густые леса Уржума. Остались свободными только болотистый Ветлужский край, да самая дальняя область по реке Пижме. 
Случилось так, что в селении Арда забеременела одна девушка по имени Оско. Говорила она, что "от самого Кугуюмо, вышнего бога моя болезнь", но отец девушки, Тоштомари, по наущению недоверчивых женщин, отказался признать ребенка, и юной матери ничего не оставалось делать как понести Немду в лес.
Идет она полем - слышит пение жаворонка; идет черемушником - слышит свист соловья; идет березовой рощей - слышит кукование кукушки. Как цветок средь зеленого луга, украшая луг, радует глаз, так дитя на руках матери, украшая весь мир, радует материнское сердце. Но не радость в сердце несчастной матери, а печаль. 
Положила она Немду под зеленый куст на желтую кочку.
- Пусть постелью твоей будет липовый лист, пусть рубашкой твоей будет кленовый лист, пусть отцом твоим будет лесной заяц, пусть матерью твоей будет серая кукушка, а я умру в тоске и горе! - сказала Оско.
Оставив Немду под кустом, несчастная ушла, горько плача.
День лежал мальчик на кочке, другой, а на третий на полянку, где лежал он, набрела бурая медведица. Пожалела его медведица, подобрала и стала растить-кормить вместе со своими медвежатами.
Выросли медвежата, вырос и Немда. Стал он сильный, как медведь, стройный как куница, ловкий как белка, научился понимать язык зверей, свит птиц, шорох деревьев, шум воды.

Меч Немды

Вот, что рассказывают о Немде: "рост его был высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это был не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знался с людьми, помогал им в работе, защищал от врагов, имел свой род, семью. Враги в это время обходили землю мари стороной".
Но не сразу удалось Немде получить свой меч и стать покровителем людей. Не сразу обрел он свой род и семью.
Наскучило Немде жить в лесу, и задумал он отправиться к людям о которых слышал от своей приемной матери-медведицы.  
Для начала Немда сделал себе лук и стрелы, натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Со звоном лопнула тетива, а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю.
Первым, кого повстречал Немда был кузнец. Немда велел ему выковать наконечник для стрелы весом в полтора пуда. По пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук. А из жил убитого им лося свил себе тетиву. Приладив наконечник к стреле, Немда решил испытать лук. Юноша натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево. Стрела прошла дерево насквозь, и оно распалось. Не зря потом говорили о нем как о вияненге - силаче каких свет не видывал.
Направился Немда на берега спокойной и могучей лесной реки Вютлы - Ветлуги, где в ту пору жило много марийцев. Здешний народ сеял хлеб, ловил рыбу, ходил на охоту. И жить бы ему счастливо и радостно, но появился в прибрежных болотах злой Турни - одно из страшных порождений бога Йына, продолжатель его черных дел. Он налетал на посевы и сбивал колосья, глушил и пожирал рыбу в речных омутах, а в лесу порывами сырого ветра относил стрелы охотников от цели.
Но одна беда была страшнее других: в ночь, когда нарождается новая луна, Турни налетал на илемы и уносил в свое болотное царство девушек. И никто не мог помешать ему. Злодея нельзя было увидеть, настигнуть. Никто не мог угадать, какое из множества селений он выберет в качестве очередной жертвы.
Как всегда весной, у излучины реки, собрались люди со всей округи, чтобы отметить День плуга. Среди них был молодой охотник Немда. Слава о его силе и удали пришла на праздник раньше его самого. Вот, что о нем говорили: "Юноша этот смел и находчив. Один на один выходит он на медведя и поднимает его на рогатину. Он никогда не портит стрелой беличьих шкурок, бьет зверька точно в глаз".
Но вот начался праздник. И тут Немда удивил всех. Взял он в руки волынку и начал играть. Вдруг смолкли в лесу птицы, - задумались люди. А потом стал он перебирать струны крези, - всем стало весело, закружились хороводы, даже древние старики не могли удержаться и пустились в пляс.
На этом празднике Немда впервые увидел Юксё. Она, словно белая лебедь, плыла по кругу. Немда подошел к Юксё. Он взял ее за руку и увел на солнечную поляну. Там он сказал ей заветные слова, которые никогда не говорил ни одной девушке.
- Завтра я уйду на охоту, - прошептал Немда любимой. - Когда народится новая луна, я вернусь, и мы поженимся. Я буду охотиться день и ночь, и мы справим богатую свадьбу.
- Не оставляй меня, - взмолилась Юксё. - Возьми с собой на охоту. Я умею снимать шкуры и буду тебе помогать.
- Не женское это дело - ходить на охоту. Готовься к свадьбе.
- Я боюсь, что злой Турни унесет меня.
- Не посмеет. Я найду злодея в любом болоте, придавлю рогатиной к земле и отрублю ему голову!
Грустная, со слезами на глазах, провожала Юксё милого до опушки леса.
Немде, как никогда, везло на охоте. Шли день за днем, и он завалил лесной шалаш шкурами лисиц, белок и горностаев.
А Юксё готовилась к свадьбе: вышивала фартуки и полотенца, варила мед и пиво.
До свадьбы оставался один день.
Рано утром Юксё пошла за водой. Солнце поднялось над лесом. Оно золотило листья деревьев, наполняя теплотой и радостью землю. Юксё шла по узкой лесной тропинке с коромыслом на плечах. Казалось, она вся светиться от счастья. Сегодня она увидит Немду.
Вот хрустальный родник. Далеко идти к нему, зато вода в нем чиста, прозрачна. Юксё поставила своим ведра, склонилась к воде, залюбовалась своим отражением. Вдруг черная туча накрыла солнце, не земле воцарился мрак и свистящий вихрь закружился около родника. Кто-то схватил Юксё, поднял в высь и понес над лесом.
С богатой добычей вернулся Немда в дом отца невесты - старейшины Вегенея. Старейшина был в тревоге: уже наступил полдень, а дочь все не возвращалась.
Немда бросился по лесной тропинке. У источника сиротливо стояли два пустых ведра, в стороне лежало брошенное коромысло.
- Я тебя поймаю, Турни! - крикнул Немда, но только дикий хохот был ему ответом.
Взяв нож и лук со стрелами, Немда пошел в царство Турни. Шел он долго, но только успел ступить на первую зыбкую кочку болота, налетел вихрь, поднял смельчака над лесом и отбросил к лесному роднику:
Захватив с собой Белолапку, собаку тестя, смельчак снова пошел к болоту. Пустил он Белолапку вперед себя, и, когда она прыгнула на болотную кочку, вихрь поднял ввысь только ее, а Немда в это время сумел пробраться по трясине до острова, где обитал Турни.
- Здесь ли ты, Юксё?! - только и успел крикнуть юноша. Снова раздался дикий хохот, и неведомая сила, как пушинку подняла его над болотом и бросила снова к роднику.
Тогда Немда вернулся к Вегенею и рассказал ему все.
- Нам ничего не сделать с Турни, сын мой, - сказал старик.
- Почему?
- Потому что ты думаешь только о себе и о своем счастье. Почему ты ни с кем не посоветовался? Разве ты забыл, что от злодея Турни страдает много людей? Ты должен взять их силу, и тогда ты станешь непобедимым, - ответил старейшина.
- Скажи, отец, как взять эту силу?
Вегеней подумал, воскрешая в памяти слышанное им когда-то, и сказал:
- Есть старое предание. Оно гласит: победить злого Турни можно только волшебным мечом.
Юноша удивился:
- Но где взять такой меч?
- Его нужно выковать. Обойди всех родителей, у которых Турни похитил дочерей, возьми у них девичьи украшения. Тысячи матерей до сих пор оплакивают своих детей. Надо собрать все их слезы. Когда ты сделаешь это, я научу тебя, как изготовить меч.
Много было похищено девушек. Собрал Немда сорок пудов разных украшений. Горе матерей было столь велико, что их слезами он наполнил огромный котел. Все это принес старейшине Вегенею.
Тогда они пошли к кузнецу Апшату, и тот велел им разделить украшения на две части. Стальные браслеты, железные пряжки поясов, медные серьги пошли на клинок меча, а все серебряные украшения - на рукоять.
Когда меч был выкован, кузнец охладил его, потом снова закалил докрасна и опустил в котел с материнскими слезами. И стал меч необычайно крепким - разрубит любой другой меч, а на себе не оставит даже зазубрины. Серебряная рукоять меча стала так тяжела, что никакому вихрю не поднять человека, который держит этот меч.
Весь ветлужский народ вышел провожать Немду на битву.
Когда Турни узнал, что выкован волшебный меч, его злоба разгорелась еще больше. В гневе он поднялся над болотом, страшным ураганом налетел на людей и разметал их. Только один Немда устоял, держась за рукоять меча.
Сверкнув глазами, он взмахнул мечом - и стих ветер. Немда увидел Турни: перед молодым вияненгом стоял трехглавый змей. Он бил огромным хвостом, и земля дрожала от этих ударов. Одна голова изрыгала огонь, вторая гнилую воду, третья едкий дым, который застилал все вокруг.
Еще раз  взмахнул мечом Немда - и слетела голова, изрыгающая дым. Турни взвыл и полыхнул в вияненга длинной струей пламени. Загорелась одежда на Немде, но он не отступил и отсек огнедышащую голову. Змею ничего не оставалось делать, как обдать смельчака смрадной водой. Горящая одежда потухла на Немде, и он снова ударил своего врага.
Задрожала, затряслась Мланд-земля и поглотила обезглавленного Турни. В тот же миг зашевелились, забурлили стоячие воды гнилого болота и ринулись в Ветлугу. Болото высохло, по нему пролегло множество тропинок, и на одной из них показалась красавица Юксё, а следом за ней все девушки, плененные злым Турни.
Немда поднял свою возлюбленную на руки и понес:
Скоро настал светлый день свадьбы вияненга Немды и красавицы Юксё. 

 Copyright © maritumerjumo@bk.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3