Орден марийских скальдов
 
Предуведомление
Героические песни
Марийская мифология
Мифы о сотворении мира
Мифы о богах
Мифы о героях
фрагмент 6
фрагмент 5
фрагмент 4
фрагмент 3
фрагмент 2
фрагмент 1
Лирические песни
Марийское фэнтэзи
Из истории марийского народа
Гостевая
Rambler's Top100

Чудесные лыжи Немды
 
Как-то раз охотился Немда в лесу. Вдруг слышит чей-то лай. Огляделся - вокруг никого. Поднял голову, видит, собака сидит на ветке, да не простая, а с орлиными крыльями. Поманил Немда собаку, и та прыгнула к нему. 
Как оказалось, это животное умело не только перелетать через пропасти и трясины, но было очень чутко к запахам.
Однажды собака Немды остановилась возле старого клена и залаяла. Думая, что бы это такое могло значить, охотник ударил клен топором. Но не жидкий сок потек из раны в стволе, а густая кровь.
- Ты, стало быть, определен мне богами, - решил он.
Немда знал, что все время пока он будет готовиться к рубке, нельзя будет отлучаться от дерева, в чьих жилах течет кровь, - не ровен час, оно переселится в другое место.
Для начала Немда нарубил липовой поросли, потом стал драть лыко и вить веревку. Чтобы клен не смог его зацепить, охотник вырыл глубокую яму для себя и собаки.
Потом он привязал один конец веревки к верхушке дерева, а другой - к стволам могучих елей, используя их в качестве противовеса. 
Вот начал Немда рубить дерево. Он рубил, и кровь струями текла из наносимых старому клену ран. Дерево наклонялось все ниже и ниже. Падая, клен подмял под себя много деревьев и, ища рубщика, протыкал землю ветвями, будто ставил рядами столбы.
А Немда, до того как дерево упало, срывая веревку, свитую из лыка, прыгнул в вырытую яму. Клен рухнул на то место где только что стоял охотник, но так и не смог задеть его.
Заговорило тогда дерево человеческим голосом:
- Раз ты сумел свалить меня, отважный юноша, используй мою древесину с толком. Сделай из нее лыжи. Куда бы ни отправился на этих лыжах, тебе будет всегда дорога. Таким лыжам прочие деревья станут уступать дорогу. А вожжи для них сделай из крепкой воловьей шкуры. Ибо только им под силу будет остановить их.
Так добыл Немда лыжи, которые сделали его самым быстрым охотником. Когда он вставал на них, никто не мог уйти от него - ни зверь, ни птица.

* * *

Героический миф коми об охотнике Йиркапе одновременно близок историям о Кокше и Немде.
Йиркап жил в верховьях Выми и занимался охотой. Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу озера как лесной дух бился с водяным. Водяной дух стал одолевать лесного духа, тогда Йиркап пришёл к лесному духу на помощь и выстрелил в водяного из лука. В благодарность за спасение лесной дух посоветовал Йиркапу найти в лесу Аспу (своё дерево), которое приносит счастье. После долгих поисков Йиркап нашёл это дерево. По другой версии Йиркап нашёл Аспу сам, обратив внимание на то, что его собака в течение трёх дней (или трёх лет) облаивает без какой-либо причины одно и то же дерево. Во всех вариантах предания говорится о том, что после удара Йиркапа топором по дереву из него выступила кровь. После этого Йиркап срубил дерево (сосну) и сделал из него лыжи. Сделанные Йиркапом из волшебного дерева лыжи обладали необыкновенной быстротой. Не успевала протопиться печь, как Йиркап возвращался с промысловых угодий. Едва поверхность озера покрывалась тонкой плёнкой льда, как Йиркап уже нёсся по нему на чудесных лыжах ближним путём на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы, чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.
Богиня Йома, колдунья, однажды поведала Йиркапу, что на другой стороне реки будет пастись синий олень, и если Йиркап его поймает, то он будет самым проворным и удачливым охотником на свете. На следующее утро мать Йиркапа стала печь хлеб, увидела синего оленя и разбудила сына. Он встал, сунул за пазуху ещё горячий ячменный хлебец и на волшебных лыжах бросился догонять оленя. Погоня продолжалась вплоть до самых гор, где у
оленя копыта стали скользить на камнях, и Йиркап его догнал. Тогда синий олень перекувыркнулся через голову и превратился в очень красивую девушку, которая стала умолять Йиркапа пощадить её, но Йиркап не согласился, убил девушку, вынул у неё сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь. Когда он добрался до своего селения и переломил взятый в дорогу хлебец, от него ещё шёл тёплый пар. После этого Йиркап отнёс колдунье сердце убитой им
девушки-оленя и положил его ей на стол.
Свою гибель Йиркап нашёл в водах большого озера, переходя по тонкому льду. Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи. В одном из вариантов предания о Йиркапе говорится, что проломила лёд только простая лыжа, а волшебная оторвалась вместе с ногой и влетела в пень (вероятно, оставшийся от Аспу). По другой версии, Йиркап, провалившись под лёд и пытаясь спастись, отрезал завязки лыж, и услышал голос волшебной лыжи, сообщивший ему, что не сделай Йиркап этого, она бы вытащила его на берег, а так Йиркап погубил и себя, и её.
Некоторые говорят, что Йиркапа погубила Йома, которая узнала в убитой оленихе свою дочь. Она сварила зелье, якобы дающее силу, и отнесла его жене Йиркапа. Отправляясь на охоту Йиркап выпил из кубка поднесенного супругой. Однако от этого питья он отяжелел. На обратном пути лед подломился под Йиркапом, и охотник утонул в озере.

Немда побеждает Донда и обретает боевого коня

Поется в одной старинной песне:

Вереницей длинной летят дикие гуси,
На высоком месте сидя отдыхают;
И вершина холма может обратиться в болото,
И родина может сделаться чужой страною.

Настало такое время - пришли на берега Ветлуги оды. Главным среди них был князь Донд. На том месте, где была последняя битва с марийцами, воздвиг он крепость, назвав ее Китнур, что значило "поле руки", ибо на том месте была найдена только рука марийского князя Волгыпонды, "светлобородого", павшего вместе со своими воинами. 
Обложил Донд марийцев тяжкой данью. Пришли люди к Немде, стали просить у него защиты от притеснений жестокого владыки. А все дело было в том, что одский князь поклялся своим богом Инмаром, что уйдет за реку Виче, которая текла далеко на востоке, если кто-нибудь из героев одержит над ним верх.
Взяв с собой лук, стрелы и волшебный меч, пошел Немда в замок Донда, напевая:

Был я в городе полном серебра,
Был я в городе полном золота,
Но дороже серебра и золота,
Мне моя милая родина!

Проходя мимо полноводного ручья, того самого где некогда злой Турни похитил Юксё, он остановился в задумчивости. Решив заручиться помощью богов, Немда сорвал со своих чресел пояс, богато украшенный драгоценными камнями, и бросил его в воду со словами:
- О Йомшоэнер! Бог вод речных! В большой воде ты живешь, из большой воды выходишь, по всей земле разливаешься, словно серебро идешь, во всех делах ты нужен. Я сюда пришел, с чистыми руками и с чистым сердцем просить у тебя доброго совета-помощи!
И вот услышал он голос бога:
- В благодарность за то, что ты не пожалел для меня пояса, сшитого красавицей-женою, я научу тебя как одержать верх над одами.
Немда помнил наказ Вегенея, своего тестя, десять лет как умершего в почете и уважении, думать не только о себе и советоваться со всеми, и поэтому с большим вниманием выслушал то, что ему сказал Йомшоэнер.
Вот пришел Немда в Китнур и предстал перед очами грозного Донда. Предводитель одских полчищ уже и не ждал никого из марийских героев. Немда был в старом дорожном плаще. Простые ножны из бересты, обтянутые белым холстом, скрывали его чудесный меч.    
Насмехаясь над простым нарядом гостя, предводитель одов хвастливо спросил его:
- Ты кто, птица или зверь лесной?
- Я пришел сразиться с тобою за свободу родной земли! - смело ответил юноша.
Донд усмехнулся:
- Ну что ж, я держу свое обещание.
Пошли они на поле на котором рост старый дуб. Первым выстрелил Донд. Пестрокрылым ястребом взвилась его стрела и вся ушла в дерево. Немда и бровью не повел. Йомшоэнер надоумил его заранее пропилить в стволе дуба отверстие и заткнуть его лубяной пробкой. Стрела Немды с легкостью "пробила" ствол могучего дерева и вылетела с обратной стороны.
Не смеялся больше Донд. Мрачно и зло стало его лицо, но делать нечего. Отправились соперники на берег среброструйной Ветлуги, а там уже весь марийский народ собрался, ждет, улыбнется ли удача его герою. 
Стали соперники двигать кочки. Но Немда только сделал вид, что с трудом отрывает кочку от вязкой земли, а потом толкнул ее со всей силой на противоположный берег, так, что она проплыла по воде словно зеленое щучье рыло. Попытался Донд поступить также, да только утопил в вязкой земле сапог, ведь невдомек ему было, что Немда заранее подрезал кочку острым мечом. 
Рассвирепев, предводитель одов швырнул лук в сторону и достал из ножен остро отточенный меч. Стал он подступать к Немде, и тут словно синяя молния мелькнул в руках марийского героя чудесный меч и рассек надвое клятвопреступника.
В ужасе попадали воины Донда на землю, решив, что сам небесный бог Инмар покарал их предводителя. Марийский народ кинулся на своих бывших притеснителей.
Однако Немда остановил готовую было завязаться кровавую сечу. Он сказал, чтобы оды ушли за реку Виче, освободив захваченные ими земли. То место, у селения Кизер, до сих пор окрестные жители называют одским перевозом. Оды по-марийски - удмурты. Они и сейчас живут к востоку от Виче или Вятки, как называют русские эту реку.    
Вот так Немда освободил свой край.
Сказали Немде люди: "Стань нашим князем". Но витязь ответил:
- Знаю я как помочь народу в трудное время, сражаясь с чудовищами или захватчиками, но не знаю, как собирать подати, как неволить должников, множа число сирот и вдов. Выберите сами себе князя.
Пришлось избрать марийцам в князья старейшину Игимса, который обещал не брать со двора больше одной меры зерна. А Немда вернулся к своему охотничьему промыслу.
Вот однажды пришлось ему заночевать возле лесного озера. В полночь закипела вода в озере, и витязь увидел как из волн вышел белый конь с лебедиными крыльями.
Собака Немды бросилась на чудесного коня. Вспомнил Немда, что старик Вегеней говорил про водэжей, - если бросить в воду какой-нибудь железный предмет, водяной конь не сможет вернуться обратно и останется во власти человека.
Взял витязь наконечник стрелы и закинул его в самую глубь озера. И тут перестала бурлить вода, и конь, полыхнув огненными глазами, подошел к Немде, покорно склонив голову. Только по тому как он нетерпеливо бил копытом можно было понять, что это горячий жеребец.
Вскочил Немда на коня и помчался словно ветер по долам и лесам. Когда перед ним встала высокая гора, он не обходил ее как раньше, а перелетал на коне. Люди видели это и принимали героя за бога. 

 Copyright © maritumerjumo@bk.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3