Орден марийских скальдов
 
Предуведомление
Героические песни
Марийская мифология
Мифы о сотворении мира
Мифы о богах
Мифы о героях
фрагмент 6
фрагмент 5
фрагмент 4
фрагмент 3
фрагмент 2
фрагмент 1
Лирические песни
Марийское фэнтэзи
Из истории марийского народа
Гостевая
Rambler's Top100

Изиер и Кугоер

У селения Кожланур есть три озера, озеро Паншуы, маленькое - Изиер и большое - Кугоер. Один старик рассказывает то, что слышал от своего деда, а тот от своего деда.
В глубокой древности пришли тучи, кружась и грохоча. Черные тучи три дня искали себе место, где осесть. Наконец часть туч оторвалась и осела посреди оврага Кужтайыл.
Первым это, спустившуюся часть тучи, сказывают, увидел старейшина Паншуа. Поэтому озеро названо озером Паншуы. Это озеро, глотающее тучи.
Небольшой кусочек от тех черных туч осел на девять сотен сулов поближе, на возвышенности. Этот водоем назвали Изиером. Там осела часть тучи, несущая в себе много рыбы.
А чуть повыше, на расстоянии сотни сулов, осела оставшаяся часть тучи. Это место назвали Кугоером.
Это озеро известно еще и тем, что в нем утопилась Сана - бедная женщина. Сказывают, у нее было двое детей: шести и четырех лет. Родители ее давно умерли. Мужа на охоте задрал медведь. Она осталась одна, а дома даже горсти черемуховой муки не было. В полную силу работать несчастная не могла, ведь она ждала третьего ребенка. Пошла Сана к богачам, но те прогнали ее, пошла к беднякам, тем пожалели ее, но хлеба не дали - самим было нечего есть.
Не желая умирать голодной смертью, она нарядилась в праздничные одежды, одела своих детей и пошла к берегу озера. Поднялась волна и увлекла ее с детьми в подводное царство.
Кугоер - озеро очень чистое, светлое, как слезы матери. Оно глубокое и никогда не мутнеет.

Кокшан-река

Кокшан-река! Разлилась она весной, словно море, затопила вокруг луга и болота. Тысячи лесных родников, сотни мелких речушек щедро несут свои воды в Кокшан-реку. Бежит она к Волге, подмывает берега, зовет с собой прибрежные деревья.
- Пойдем со мной, - говорит она иве, - пойдем к большой реке в гости!
Но ива отвечает:
- Как я пойду, у меня ветвей много, застряну по дороге.
Зовет она дуб:
- Пойдем со мной, посмотрим дальние края!
Отвечает дуб глухим голосом: - Корни мои глубоко в землю ушли, не пускают. Не суждено мне увидеть дальние края.
Бежит река дальше, говорит вязу:
- Пойдем со мной, по большой реке, к синему морю! Грустно качает вяз головой: - Нет, иди одна. У меня голова лохматая, тело грузное - куда я пойду? Не увидеть мне синего моря.
Остаются на берегу и ива, и дуб, и вяз, а Кокшан-река убегает далеко к широкой Волге, к синему морю.

Орты

Как и великаны-нары, орты были первоначальными обитателями земли. Некоторые называют их тютами. Это название от имени одного их предводителя, Великого Тюты. Они были невысокого роста. У некоторых мужчин вместо человеческих носов были песьи. Но женщины из ортского рода были очень красивы. Орты жили в маленьких жилищах. Они раньше других людей научились выковывать бронзовые плуги, серпы, мечи и наконечники стрел. Еще они отличались тягой к роскоши. Не только посуда, но и молотки были у них из серебра. Не желая оказывать сопротивления пришельцам, орты уходили в лесные дебри, а иные обрушивали крыши своих жилищ и оказывались под землей.
Они были могущественными волшебниками, могли превращаться в животных, птиц, рыб и даже деревья. Самыми излюбленными местами древнего народца были солнечные поляны, окруженные со всех сторон густым лесом, на которых ортские девушки водили хороводы и берега ручьев, покрытые разноцветными каменьями. Некоторые из ортов устраивали свои жилища в дуплах вековых дубов, со временем они сами превращались в деревья, а их дочери и сыновья в молодую поросль: в березовики, рябинники, ельники. От того называли их пуортами, то есть "древесными ортами". Другие жили в воде, таких называли водэжами.

Орты в озере

Помню, в мои молодые годы один старик рассказывал, что под водой в озере Волгыдоярв, Светлояр по-русски, вовсе и не китежские жители находятся, а первые поселенцы здешних мест - орты. И все это будто бы очень давно случилось, люди и не помнят, когда.
Орты вроде бы со старопрежних времен этими землями владели, и селения их по всей округе располагались.
Но вот прошло какое-то время, и явились сюда к Волгыдоярву теснимые русичами марийские племена. И стали они тут свои порядки наводить. Многие орты были вынуждены уйти со своих старых мест подальше от леса да в неудобные для них северные земли. Однако часть древнего народа не подчинились пришельцам. Более того, пришли орты на самый берег Волгыдоярва и сказали, что умрут, но не покинут насиженных земель, земель своих отцов и дедов.
Между тем марийцы продолжали занимать их земли. И тогда орты спустились к самой воде и сделали на берегу озера подкопы под горами. А землю над головами в только что вырытых пещерах укрепили сделанными на живутю нитку подпорками. Потом они собрали всех ортов из окрестных селений с их скотом и имуществом в эти подкопы и тут же убрали из-под земляных крыш поставленные на время подпорки.
Земля тут же рухнула и засыпала непокорный народ вместе со всеми его пожитками и живностью.
После заживо похороненные, но непокорившиеся орты, вместе с обрушенным берегом сползли в воду и с того времени находятся на дне озера.

Орта приносящая счастье

Один мариец из Исмена поставил стог сена с равы, стожаром. Стали возить сено, класть на воз последние копна. Вдруг со дна стога выходит черноволосая девушка и говорит:
- Вашим лошадям будет достаточно сена, оставьте для меня две копны, чтобы я могла в них укрыться.
Люди, которые складывали воз, испугались, убежали. Привезли только по половине воза. Однако с тех пор сено у исменцев не переводилось: животные не могли даже съесть всего корма. Орта принесла удачу исменцам, потому, что по своему могуществу она могла сравниться с богиней.

Трудолюбивая орта

Один охотник поставил силки на зайца. Три раза проверял он, но все три раза кто-то снимал оттуда добычу. Потом в силках оказалась сама орта, руки ее запутались. Охотник решил убить ее. А девушка говорит ему:
- Лучше возьми меня в жены.
Мужчина видит - хороша девушка собой, хоть не по-нашему, вся смуглая, черненькая, да жалко такую красоту губить.
Вот стали они жить вместе. Однажды, перед тем как жать хлеб, орта сказала мужу:
- Когда я буду отдыхать, ты не подглядывай, предупреди о своем приближении или криком, или свистом.
Обычно она ложилась отдыхать в стороне. Как-то раз раз муж подошел к ней, не предупреждая свистом, и увидел: жена лежит, вытащив сердце наружу из подмышки. Тут орта оглянулась, да с перепугу сердце локтем раздавила. Перед смертью она сказала охотнику:
- Не смог ты меня уберечь, а ведь мог бы стать богатым человеком.
И так оно было, ведь за день орта жала около руэма, гектара по-русски. Уж очень была проворная.

* * *

Эта легенда напоминает калевальский миф о Велламо. Вяйнямёйнен выловил чудесную рыбу. Подивившись ее необычному виду, он хотел приготовить на обед. Вяйнямёйнен попросил у самого Укко золотой нож для разделки добычи. Но лосось вырвался, обернувшись русалкой Велламо, дочерью Ахти. Из волн русалка стала упрекать рыбака в неразумности - ведь она хотела стать его женой, а не быть съеденной. Вяйнямёйнен попытался снова поймать Велламо, но это ему не удалось. Напрасно он просил Ильмаринена выковать ему грабли "в двести сажен", чтобы добыть деву со дна морского - граблями он достал лишь кости или череп щуки. Схожий эпизод присутствует в мифе коми о женитьбе героя Перы на дочери Ворса, лешего. Однажды он застает свою жену со снятым скальпом и убивает ее.
Изложенные мифы, возможно, восходят к древним тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных (марийские орты - это природные духи).

Песьеносые

Один мариец ходил собирать малину в лес за реку Вятку. Когда однажды он слишком далеко забрался в лес, его окружили песьеносые (пинеры). Поймали его, посадили в какую-то яму и заперли. Когда песьеносые выходили из ямы, то вход закрывали огромными камнями, а если оставалась какая-нибудь щель то оставляли кого-нибудь сторожить.
Продержали его там долго, все это время постоянно кормили орехами, поэтому, пробыв там около месяца, он очень разжирел. Дождавшись хорошего момента, когда все куда-то разбрелись, тот мариец сдвинул каменные глыбы и сбежал.
Сев на их лодку, он оттолкнулся от берега. Песьеносые, заметив его побег, плакали как дети, говорят, даже катались по земле. Держа человека взаперти и откармливая, они хотели его съесть.
Песьеносые, говорят, были такие существа, что имели только один единственный глаз посреди головы. Да и рук и ног у них имелось только по одной штуке. А если им надо куда-нибудь отправиться, то, говорят, они по двое обнимались и шли.

Как лапец отомстил ортам

В селении Лап жил старик. Он держал сивого коня. На ночь старик отпускал пастись его на луга. Орты, их ребятишки, полюбили коня. Всю ночь катались на нем.
Найдя несколько раз подряд своего коня в мыле, старик догадался, кто катался ночью на нем и намазал спину коня дегтем. Ортские ребятишки прилипли к ней спина к спине. Старик поймал их и, отхлестав, отпустил. Но орт-отец обиделся на него: дети пожаловались ему на человека. Орт проклял это селение, заклиная:
- Пусть Лап вымрет! Пусть его женщины перестанут рожать детей!
Так оно и случилось. Перестали в Лапе рождаться дети. Стал тогда старик искать где живут орты, чтобы отомстить им и скоро нашел. Недалеко от селения, в поле, стояло старое дерево. Пастухи видели как из его дупла однажды вышли орты.
Вот старик пошел к дереву и поджег его. Когда языки пламени охватили ствол дерева, вдруг до старика донеслись крики, а потом все стихло. Утром, на пепелище, лапцы стали копать и в глубокой яме под корнями нашли двенадцать черепов (один большой, взрослый, и одиннадцать маленьких, детских).

Орт Тюта

Орты были большого роста, покрытые шерстью. Один охотник, никогда не приносивший жертв лесным духам, как-то бродил по лесу да встретился с ортом - Великим Тютой. Тюта ему сказал:
- Подстрелишь ты только одного зайца!
Тот охотник проходил всю зиму, но так и ничего кроме одного зайца не добыл.

Орта из леса

Дед моей матери, когда был молодым еще человеком, поехал в лес за дровами. Возвращаясь домой по старой дороге, увидел он на дереве обнаженную девушку. Девушка сказала ему:
- Возьми меня с собой домой. Я буду твоей женой. Если ты на мне не женишься, то я сделаю так, что ты не найдешь дороги домой.
Дед моей матери вначале перепугался, немало ему пришлось наслышаться рассказов о коварстве лесных жителей, да видит, девушка хоть куда. Волосы у нее кудрявые, черные как смоль, струятся по белым грудям, глаза большие, красивые. Девушка увидела, что молодой человек смотрит на нее с любовью и, хитро улыбнувшись, молвила:
- Подойди ко мне и сними с себя рубашку.
Сделав все как она велела, парень отвернулся. Девушка спустилась, оделась в рубаху. Дед моей матери увез ее с собой. Так наш род породнился с ортами.

Рыбаки и орта

Орты имели большую власть над рыбой. Чтобы ловля была удачной многие рыбаки приносили жертвы ортам как и богу вод Йомшоэнеру и супруге его Вюд.
Однажды два рыбака из селенья Тюм, Паншуа и Жум, отправились рыбачить на Вятку. Ловля вышла у них удачная. Одних только зеленорылых щук и усатых сомов они наловили с десяток.
Паншуа сварил уху, а остаток оставил речной орте поужинать. Жум, хотя тоже сварил уху, не оставил, все сам съел.
За это орта на него рассердилась и наложила проклятье: "Пусть род Паншуы увеличится! Пусть у него будет много детей! А род Жума исчезнет! Пусть у него не будет детей!"
Действительно ведь так: род Паншуы разросся, теперь он занимает половину нашего селенья Тюм. Ну а от Жума только и осталось, что имя в этой легенде.

Ортский ребенок

Старые люди говорили, что как-то раз охотник в дремучем лесу нашел плачущего ребенка с серебряным рожком. Охотник принес ребенка к себе домой. Под вечер пришла к человеку мать-орта и сказала:
- Хорошо, что ничего с ним не сделал, а то бы плохо пришлось тебе.
Охотник вернул ей ребенка и в благодарность за свою доброту получил огромную рыбину.

 Copyright © maritumerjumo@bk.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3