Орден марийских скальдов
 
Предуведомление
Героические песни
Марийская мифология
Мифы о сотворении мира
фрагмент 2
фрагмент 1
Мифы о богах
Мифы о героях
Лирические песни
Марийское фэнтэзи
Из истории марийского народа
Гостевая
Rambler's Top100

Кугуюмо и первые люди

Когда боги устроили жилище на небе, Кугуюмо решил направить сына, Эргепугоса, (манси называют его Эквапырищем, что значит "сынок женщины"; пугос и пырищ слова родственные горномарийскому пю, финскому пойка, венгерскому фи) вниз для изучения земной жизни. Эргепугос сел на своего белого коня и стал спускаться по склону небесной горы. Очутившись на земле, он долго объезжал ее. Копыта небесного коня оставляли огромные впадины, в которые стекала вода. Так образовалось много озер.
Проезжая вспаханное поле, Эргепугос подобрал какого-то странного жучка с лошадью и сохой. Положив его за пазуху, бог вернулся на небо и показал находку отцу: "Посмотри, какого я жучка нашел". Кугуюмо объяснил ему, что это не букашка, а человек, пахарь, достойный всякого уважения и велел отпустить его.

* * *

Древний миф о происхождении первых людей сохранился в мордовском фольклоре. Рассказывают, что когда бог Нишке, такой же верховный бог как и марийский Кугуюмо, ходил по земле, где-то существовал некий чудесный пень, напоминавший человека, но не имевший ни рук, ни ног, ни глаз. Так и стоял он много лет, пока Нишке не обратил на него внимания. Творец попросил у пня воды, но тот ответил, что не может дать богу напиться - ведь он не умеет ходить и у него нет рук. Тогда Нишке велел ему встать. Пень зашевелился, у него выросли руки и ноги, он протер глаза - и те стали видеть.
О том, как был сотворен человек рассказывают многие мифы манси и хантов. Согласно им, тела людей были созданы Нумиторумом и его сыном Полумторумом из прочной лиственницы, которая, по наущению Лунга была заменена на хрупкую глину, тонущую в воде и покрывающуюся испариной во время жары. Богиня Калташэква вдохнула в тела людей души, которые передал ей отце Корсторум.
Другая версия этого мифа утверждает, что первый человек появился из червя, "волосатой змеи". Черви завелись в теле упавшего на землю и застрявшего в развилке дерева сына Нумиторума. Из больших черных червей вышли животные и люди, а из малых - различные птицы и рыбы. Первый человек вырос под дождем и ветром. Ему встретилась женщина, которая назвала себя ползущей и рассказала, что вышла из расколовшейся черной земли. Она попыталась тут же соблазнить первочеловека, но сначала у нее ничего не вышло - детородные органы человека-червя оказались подмышкой. Боги пересадили им органы на то место, где они находятся поныне и тогда только смогла образоваться первая человеческая пара.
Чтобы люди получали пропитание на земле, Нимиторум пообещал пустить в тайгу оленей и лосей, создал съедобные ягоды. Однако, когда население земли слишком умножилось, Нумиторум создал зиму, чтобы люди мерзли; скоро народа стало слишком мало, и бог спустился на землю, чтобы добыть тепло. Тепло исходило из камня, и когда Нумиторум разломил камень, оттуда появилась Найэква, семиязыковая мать огня. Бог научил людей разводить огонь, дал им медные котлы и научил их варить пищу.

* * *

Марийской мифологии известны обратные превращения. Однажды Кугуюмо созвал старейшин на совет. Он хотел, чтобы они пришли вместе со своими женами, но один старейшина оставил свою семью дома. Оскорбившись, Кугуюмо обратил его жену и детей в горелые пни. 

* * *

В финно-угорских мифах медведь и лось с первых мгновений жизни сопровождают человека. Прародитель вепсов, Велль, при рождении был завернут в медвежью шкуру. Отец поясом из лосинной кожи перевязал мальчишку. Малыш день полежал, другой день. Потянулся - разорвал лосиный пояс, вышел из медвежьей шкуры. Как поется об этом в народной песне: "на ноги встал, как лосенок, а вскоре уж отцу с матерью помогать начал".
Согласно другому варианту этногенетического мифа, начало человеческому роду дали некие Бард (созвучно марийскому имени Бадри) и Айри (в переводе с вепского "весло"). Легенда гласит, что Бард увидел прибившееся к берегу реки весло, пошел против течения и увидел потерявшую его "дочь реки".

Язык

Язык был обижен за то, что он постоянно должен находиться во рту. Свою обиду язык выложил Кугуюмо:
- О великий Бог, ты все части тела сделал из крепкого материала. Только меня из мякоти!
В ответ ему Кугуюмо сказал:
- Две крепостные стены я воздвиг перед тобой. Одну из костей - зубы, а другую из мяса - губы. Но даже они не могут удержать тебя. Подумай-ка лучше! Если бы ты был прочным и находился снаружи, то ты бы сотворил множество неслыханных бед.

Как Кугуюмо и короткопалый ёж Шона устанавливали порядок на земле

В седой древности Кугуюмо создал землю, людей, лес, воду, скотину, всех зверей. За одну неделю он все и сотворил. И всему дал имя. Но людям, скотине, зверям не было пищи. Кугуюмо созвал к себе живущих на земле.
- Все приходите ко мне. Всех я накормлю, - сказал он. Люди пришли к нему и стали просить пищи. Кугуюмо дал людям хлеб, один кусок на всех. Этот кусок хлеба люди ели целых три месяца. А когда он кончился, снова пошли к Кугуюмо. Кугуюмо дал им еще один большой кусок хлеба и сказал:
- Приходите ко мне через три дня. Я вам дам семена и работу. Через три дня люди снова пошли к нему. Кугуюмо сказал им:
- Сейте хлеб, трудитесь, чтоб у вас всегда была пища! А богов не забывайте, молитесь! Всех людей он распределил по занятиям: кому сеять хлеб, кому плотничать.
Один мариец заявил ему:
- Я не хочу трудиться, слишком тяжек труд.
От этого человека произошли все лентяи. А другой мариец как-то отправился к Кугуюмо просить серебра и золота, чтобы можно было начать торговлю. Для начала он захотел получить у него шийвундо - серебряный слиток. Но был он косноязычным и сказал невнятно:
- Дай мне шимпунум, - то есть "черную шерсть". Кугуюмо и дал ему шерсть:
- Я дам тебе все, - сказал он, - и черную, и белую, и рыжую шерсть. После этого у мужчин стали появляться различные бороды: черные, желтые, рыжие.
Вскоре после человека к Кугуюмо направился скот. Коню он сказал:
- Носи на себе своего хозяина в этой жизни и в иной!
Вепрю Туво он сказал:
- Что будешь находить под ногами, все ешь!
Собаке он сказал:
- Ты буди хозяина своим лаем!
Утке он сказал:
- Ты будешь жертвенной птицей!
Потом звери пошли к Кугуюмо спросить, как им питаться. Спросил, его медведь, чем ему питаться. Медведю он сказал:
- Какую корову в лесу предопределю, той и будешь питаться. Спросил его волк, чем ему питаться. Волку он оказал:
- Пусть твоей пищей будет собака!
Спросил его лось, чем ему питаться. Лосю он сказал:
- Тебе питаться корой деревьев, мхом и мод-черникой!
С тех пор та черника, мод, которой питаются лоси, зовется шордомодо, "лосинной черникой", а по-русски она - голубика.  
Спросил его заяц, чем ему питаться. Зайцу он сказал:
- Твоим питанием будут свежие веточки осины!
Спросила его белка, чем ей питаться. Белке он оказал:
- Твоим питанием будут шишки деревьев!
Короткопалому ежу Шона он сказал:
- Увидишь человека, свернись в клубок!
Лисе Рывыж он сказал:
- Будь хитрее всех!
Затем полетел к Кугуюмо ворон спросить его, чем ему питаться. Ворону Кугуюмо ответил:
- Что будут выбрасывать за забор, тем и будешь питаться! Корова ли сдохнет, овца или собака сдохнут. - Ворон с тех пор стал питаться падалью. Затем к Кугуюмо полетел орел спросить, чем ему питаться. Орлу он сказал:
- Ты будешь царем для всех птиц! Что захочешь, то и ешь!
После этого к Кугуюмо полетел голубь спросить, чем питаться. Кугуюмо на это ответил:
- Из всех птиц ты будь самой опрятной птицей! Под крышей княжеского дворца живи! - Затем к Кугуюмо полетел ястреб спросить, чем ему питаться. Ястребу он сказал:
- Тебе на один день - три цыпленка! - После этого к Кугуюмо полетела сова Тумна спросить, чем ей питаться. Сове он сказал:
- Тебе на питание одна птица на день! - Сова же Тумна на это сказала:
- Очень уж мало для меня, да еще у меня мерзнет голова. - Кугуюмо ответил ей:
- Тогда ешь по ночам, а днем сиди! И подарил на голову пуховую шапку. С тех пор сова Тумна сидит днем в тепле, засунув клюв в свой пух.
- Что будешь находить для себя по ночам, тем и питайся! - сказал ей бог на прощание. С тех пор сова стала видеть и в темноте. Увидит курицу, сразу распотрошит.
Затем к Кугуюмо полетела галка спросить, чем ей питаться. Галке он сказал:
- Питайся глазами сдохшей скотины! - С тех пор галка клюет глаза сдохшей овцы или коровы.
Кугуюмо разрешил всем животным и птицам, в том числе людям, сходится один раз в год, чтобы они могли иметь потомство. Но женщине этого показалось недостаточно, и она пошла к Йыну, злейшему сопернику Кугуюмо. Тогда мужчины и женщины мало чем отличались, все были покрыты чешуйками как рыбы.   
Йын очистил тело женщины, округлил его в иных местах, и дал ей длинные волосы, чтобы она могла соблазнять мужчин, вступать с ними в связь каждую ночь. Кугуюмо, прослышав об этом, проклял женщин. С тех пор они рожают в муках.
После всего этого Кугуюмо собрал к себе на совет всех зверей и птиц. Все звери и птицы уже собрались у него, а короткопалый еж Шона пришел самым последним. Переходя через порог, он упал и покатился головой вниз. Все звери сразу захохотали. Еж Шона на них обиделся. А обидевшись, покинул жилище Кугуюмо. Звери послали за ним лису Рывыж послушать, что будет говорить еж, поскольку сами не смогли договориться, как устроить мир.
- Ты самая хитрая из всех нас, - говорят они. - Проследи за ним до его дома и послушай, что будет говорить! Лиса пошла за ежом до самого его дома. А еж шел и бормотал про себя что-то. Лиса же все слышала, что он говорил про себя. Еж же говорил:
- Пусть реки будут искривленными! - говорит. - Пусть пути-дороги будут искривленными! Пусть изгороди будут кривыми! Пусть деревья будут расти кривыми! Пусть лес будет кривым! Пусть все селения будут с "кривыми улочками"! Возвращается лиса к остальным дверям, рассказывает им все, что говорил про себя еж:
- Еж шел по пути, говорил про себя так: "Пусть "реки будут течь криво! Пусть пути-дороги растянутся по земле криво! Пусть изгороди будут стоять криво! Пусть деревья растут кривыми! Пусть лес будет расти криво! Пусть селения расположатся криво!"
С тех пор на земле все устроилось так, как сказал короткопалый еж. С тех пор и реки кривые, и дороги кривые, и изгороди кривые, и деревья кривые, и лес кривой, и селения кривые. Еж знал, что как сотворить.

* * *

Еж - тотемный герой эстонского фольклора. Это он советует витязю Калевипоэгу, сыну великана Калева, бить ванов, великанов, ребром тяжелой еловой доски, за что получает в благодарность колючую шерстку. Немало имен божеств, "отцов" различных видов животных, сохранили карелы и финны. Специально охоте на белок покровительствовал Ниркес (Уръюмо), охоте на зайцев Хатавайнен (Меранъюмо). Среди духов были также известны и "матери" зверей.  Керейтар (Шюртньоватэ) - "золотая жена", мать лисиц, Лукутар (Шэмрывыжньё) - мать чернобурых лисиц, Йуолетар и Хиллерво (Шашкеньё) - матери выдр, Тухеройнен (Луйньё, "мать куниц") - мать норок, Нокеайнен (Лумшоньё) - мать соболей, Йуонертар (Пючёньё) - мать северных оленей. Все они могли именоваться дочерьми Тапио (Кожъюмо), владыки леса. Почиталась и мать диких птиц, которые были ее "стадом", Хейхенейкко (Лудоньё, "мать утка"). 
Из птиц, кроме уток и лебедей, финно-угры также почитали дятлов (в удмуртском варианте мифа о "нахождении" богами первых людей, люди выступают в образе дятлов), ястребов, орлов, сов и воронов. Согласно эстонским народным верованиям, самым волшебным средством против козней злых духов был "вороний камень". Его можно было добыть, если забраться в гнездо к ворону, вынуть ненасиженные яйца, сварить их и положить обратно. Ворон, чтобы оживить яйца, отправляется в дальние страны и приносит в гнездо чудесный камень. Тогда птенцы вылупляются из яиц. Надо дождаться, когда они оперятся, и забрать камень из гнезда.

О сове Тумне и лисе Рывыж

Жила была сова. Свила она себе на дереве в чаще гнездо, вывела трех птенцов. Раз к дереву подошла  лиса:
- Сова, тум-тум, одного птенца брось, тум-тум. Как залезу - съем, тум-тум, как срублю - съем, тум-тум, Одного птенца брось, тум-тум!                                           
Поплакала-поплакала сова да и бросила одного птенца. Лиса взяла птенца, унесла к озеру и съела. Настало утро. Опять лиса пришла к сове:
- Сова, тум-тум, одного птенца брось, тум-тум. Как залезу - съем, тум-тум, как спущусь - съем, тум-тум, как срублю - съем, тум-тум, Одного птенца брось, тум-тум!
Поплакала сова, поплакала, кинула ей еще одного птенца. Лиса схватила птенца, унесла опять к озеру, легла и съела его. Сидит сова на дереве и горько плачет. Летела мимо сорока, увидела сову и спрашивает:
- Отчего так горько плачешь, сова?
- Как мне не плакать?! - отвечает сова. - Приходит лиса и, угрожая, уносит моих птенцов к озеру, да там и съедает.
Сорока ей и говорит:
- Скажи ей так: "Отчего я должна отдавать своих совят? Залезь и съешь сама. Но у тебя топора нет, чтобы срубить дерево, рук нет, чтобы дотянуться до птенцов".
Сорока улетела. Наступило утро. Лиса опять пришла к сове и запела:
- Сова, тум-тум, одного птенца брось, тум-тум. Как залезу - съем, тум-тум, как спущусь - съем, тум-тум, как срублю-съем, тум-тум, одного птенца брось, тум-тум!
Сова ей и говорит:
- Отчего я должна отдавать своих совят? Залезь и съешь сама. Но у тебя топора нет, чтобы срубить дерево, рук нет, чтобы дотянуться до птенцов.
- А, тебя сорока так научила! - сказала лиса и пошла.
Шла-шла, подошла к озеру, легла и притворилась мертвой. Прилетела сорока к лисе и говорит:
- Сало вижу в твоих глазах - чыгырдык, сало вижу в твоих глазах - чыгырдык.
Сорока подошла к лисе, только хотела клюнуть глаз, как лиса схватила ее.
- Зачем ты научила сову? - спрашивает лиса.
- Научила! Ну и что из этого? - говорит сорока.
Лиса говорит:
- Вот я тебя побью и потопчу!
Сорока отвечает:
- Бить меня будешь не умру, топтать будешь - не умру, если возьмешь меня за три перышка хвоста, ударишь о гнилое дерево, только тогда умру.
Лиса схватила ее за три перышка хвоста, ударила о гнилое дерево. Сорока взлетела, оставив у лисы в руках только три перышка хвоста. Летает над ее головой и говорит:
- Обманула лису, обманула лису!
Сказка дальше, а я ближе.

Заяц

Спрашивают у зайца:
- Отчего у тебя лапы плоские?
Отвечает заяц, рассеченная губа:
- Они ко льду примерзли, насилу отодрал.
Спрашивают у зайца:
- Отчего у тебя хвост короткий?
Отвечает заяц, рассеченная губа:
- Лиса отгрызла.
Спрашивают у зайца:
- Отчего кончики ушей у тебя черные?
Отвечает заяц, рассеченная губа:
- От смоляного дыма почернели.

Катящаяся лепешка

Овымар велел своей жене испечь лепешку. И пошел с ней на опушку леса, принести ее в жертву Кожле, владычице елей да сосен. Пришел на место моления и, дыр-дыр-дыр, начал катать лепешку. Заяц увидел катящуюся лепешку, палдым-палдым, выбежал к Овымару и говорит:
- Мари, прими меня в пай, будем делить лепешку!
- Ладно, приму, - говорит Овымар и опять катает лепешку.
Увидела лиса лепешку и тоже выбежала к человеку.
- Мари, прими меня в пай, будем делить лепешку! - говорит лиса.
Принял Овымар и лису в пай, а сам опять катает лепешку.
Теперь это увидел волк. Он тоже говорит:
- Мари, пусти меня в пай на лепешку. Овымар и его принял, затем опять покатил лепешку.
Выбегает медведь. Он тоже попросился в пай. У Овымара добрая душа: он всех лесных зверей принял в пай. Медведь, волк, лиса, заяц пошли к  человеку делить лепешку, и он каждому из зверей поровну разделил ее. Лиса и волк съели свои доли. Медведь, широкие штаны, не ест, положил на следующий день на выступ печки над челом. Ночью лиса встала и съела медвежий пай. Утром медведь проснулся, посмотрел на выступ печки над челом - э-э, оттуда лепешка давно уже укатилась. Принялись искать медвежий паек. Лиса - всегда хитрая, она и говорит, что его съел заяц. И они зарезали зайца для медведя. Медведь не ест, опять оставляет свою долю на завтра на выступе печки над челом. Ночью лиса опять съела долю медведя. Утром встали и опять начали искать да гадать, кто же мог съесть медвежий паек. Лиса, хитрая, говорит медведю:
- Дедушка-кугы, зайца съел волк.
По хитрому совету лисы на этот раз для медведя режут волка. Глупый медведь не ест и волка. Опять оставляет свою долю на следующий день на выступе печки над челом. Ночью лиса опять съела мясо. Медведь же подумал: а не встать ли раньше всех и не съесть ли мясо волка, пока другие не съели? И разбудил Овымара, чтобы он посветил ему. В это время лиса сделала вид, что она только что проснулась.
Человек начал искать головешки в горнушке. Нашел он головешку, приложил к ней лучину, начал дуть. Дул он до тех пор, пока не послышалось чыр в его животе. Лучина так и не загорелась. Лиса тут как тут, начинает давать советы:
- Кугы, - говорит, - смотри вон туда, там огонек, - показывает на луну.
- Он очень высоко, от него зажечь нельзя, - говорит медведь.
- Можно, - настаивает лиса. И повела она медведя и Овымара в лес. Медведь взобрался на ель, чтобы зажечь лучину, протянул своей лапой лучину, но до луны не достал.
- Ой, не могу достать! - говорит медведь.
- Кугы, еще подтянись! - говорит лиса. Медведь подтягивается сильнее, но луну своей лучиной никак достать не может. Лиса и говорит:
- Кугы, немного подпрыгни и подтянись! Медведь подпрыгнул и тут же свалился на землю, испустил дух. Лиса взяла себе мясо медведя, а шкуру дала Овымару.

* * *

Близка этой марийской тотемической сказке своим архаическим сюжетом о "лесных владычицах" мордовская сказка о портном Шкамрафе, сумевшим проучить владычицу леса - великаншу Вирку. Портной застал ее за кражей пива, сваренного медведем (медведь и корчагу принес, чтобы было где солод варить, и место нашел у старого дуба - под ним женщины весной варили брагу, и меду добыл из пчельника). Но не сразу Шкамраф бросился на великаншу. Портной стал наигрывать на крези и петь:
     
Пей, пей, женщина
До самого дна!
     
Понравилась Вирке песня. Напилась она вволю и говорит, чтобы Шкамраф плясовую играл. Портной и тут нашелся. Вот наплясалась владычица леса вволю и говорит: "Давно так не веселилась, устала! Даже есть захотелось мне. Ну-ка, портной, подойди ко мне поближе, я тебя съем!" Шкамраф же ответил: "Что ж, я не против, - давно в теплом месте не сиживал. Только ты, Вирка, еще пивца перед едой хлебни!" И сам новую песню запел:

Пей, владычица лесная,
На дне бочки золото.
Если все пиво выпить,
Сокровищами многими можно завладеть!

Обрадовалась Вирка. Пьет она, пьет, от жадности надувается. Пила-пила и свалилась хмельная. Этого-то Шкамраф и дожидался. Снял он с себя красный пояс, скрутил Вирке руки и давай ее рукоятью ножа бить. Уж он бил ее, все похмелье из нее выбил. Мечется Вирка, воет как волк, кричит как филин. Стала просить, чтобы портной отпустил ее. За это обещала Шкамрафу свою дочь-красавицу, дать в приданное новый дом, полный двор скотины, семь мер серебра и золота. Портной в начале не соглашался, но потом великанша дала ему волшебный платок, утеревшийся которым становился красавцем. Этот платок также исполнял все желания своего владельца. После этого Шкамраф отпустил Вирку.
Вот Шкамраф накинул на лицо волшебный платок, утерся, и встал перед ним новый дом. В доме под окошечком сидит красавица - дочка Вирки - Виртейдерь, и вышивает. На лавке стоят семь мер серебра, семь мер золота. Кругом дома двор новый огорожен. Полон двор скотины. Все, как обещала великанша.

* * *

Образы тотемных предков, а также диких животных, прирученных человеком очень популярны в мифологиях финно-угорских народов. Собака - верный помощник марийских охотников-витязей. Такова Волгыдокопа, Белолапка, собака Немды, освободителя красавицы Юксё из болотного плена змея-людоеда Турни.
Одна мордовская сказка сохранила древний миф о том, как у людей появились собаки. Прежде собака жила одна в лесу. Вот решила она дружить с зайцем, пришла и легла возле него под кустом. Ночью пробегала мышь. Собака встала и залаяла. Не понравилось это зайцу.
- Зачем лаешь? - сказал он собаке. - Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
"Неважный это друг, - подумала собака, - волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится". Волк, живший на в глухом овраге, согласился пустить собаку к себе. Ночью собака увидела на дне оврага лягушку и залаяла. Волк отругал ее:
- Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас!
Решила собака, что уж медведь то точно никого не будет бояться. Но когда собака залаяла на пестроголового ужа, медведь набросился на нее с бранью:
- Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
Вот тогда пришла она к человеку, а человек не только накормил ее, но и не стал ругать за лай, ведь собака охраняла его жилище.
Этот древний охотничий миф, лежащий в основе мордовской сказки, имеет продолжение, которое сохранилось в марийской сказке "Охотник и две его собаки". Тем не менее,
некоторые обско-угорские мифы главную роль в приручении животных отводят не человеку, а богам. Согласно одной из версий, Эквапурис, обернувшись гусем, спустился с неба не землю и первым делом, потерев камнем о камень, создал пушистохвостую собаку, лайку. Из трех листьев березы он создал лесную мышь; обстругав еловую щепку, сотворил соболя, затем создал прочих зверей, дав каждому животное особое назначение. Собаке он велел идти к человек, мыши - делать гнездо в сухой траве, лисице - охотиться на мышей.
Другой обско-угорский миф повествует не только о происхождении некоторых животных, но и похищении светил. Бог подземного царства Лунг как-то приехал к своей невестке Калташэкве и попросил сшить ему шубу из лисы, волка, зайца и горностая. Супруга Нумиторума сделала ему шубу, но не стала сшивать шкурки, а склеила их. Когда Лунг принялся кататься с горы на гору, шуба его распалась на части, которые превратились в зверей. Звери, конечно, сразу разбежались по земле. Лунг разгневался и собрался воевать со своим братом Нумиторумом. Он уже собрал воинов, но тут Калташэква взяла крючок, поддела им солнце и месяц и спрятала в каменный ларец. Воинственный Лунг не только не смог пойти войной, но и не смог даже поесть. Тогда он пришел к Калташэкве и взмолился, чтобы она отпустила светила. Так люди избежали первой войны.
О происхождении зверей рассказывается не только в мифе о чудесной шубе. Разными творцам, согласно преданиям обских угров, были созданы звери и рыба. Калташэква создала медведя, Нумиторум - северного оленя, Лунг - лису, белку и других лесных зверей.
Существует легенда о происхождении земной птицы - скопы. У Нумиторума был сын по имени Скопасюхэс. Бог послал сына на землю для добрых дел да велел одеться потеплей. Но сын не послушал и, замерзнув, упал замертво. Богу стало жаль сына, и он превратил его в птицу скопу: она летает очень высоко, но все равно не может достичь неба.
Мифы обских угров небесное происхождение приписывают также лосю: некогда он имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился сам Мирсуснехум или человек по имени Мось - первопредок обских угров - на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать лося с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе: Млечный путь - это лыжня охотника, Плеяды - женщины его дома, Большая Медведица - сам лось или лосиха, Малая Медведица - лосенок. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи.
В другом варианте мифа Мирсуснехум гнался за волшебным лосем по земле. Дело происходило в начальные времена. Сын Нумиторума заботился о будущих людях и переживал, что они не смогут догнать лося, которого верховный бог создал шестиногим.
Сам герой женился на земной женщине, и тесть не любил зятя - дразнил его тем, что у того в животе булькал лишь налимий суп: первые люди еще не если мяса. Тогда зять решил догнать шестиногого, а тестя взял с собой: тот, ворча, согласился - ему хотелось отведать лосятины.
Вспугнутый лось помчался с такой быстротой, что его следы затвердевали, прежде чем люди успевали к ним приблизиться. Но голос свыше призвал Мирсуснехума не отчаиваться, а преследовать лося; голос свыше указал ему еще более дальний путь - к озеру в конце многорыбной реки. На волшебных лыжах, переступая сразу через пять лесов, герой, наконец, догнал лося на острове посреди озера на краю мира. Здесь он и отрубил ему лишние ноги, а потом разделал тушу. Шкуру зверя он прикрепил к небу - она должна была стать зарей, отмечающей начало дня для людей. След его также прибил кончиком лука к небу - это звезды, по которым смогут ориентироваться люди. Лося он заклял, чтоб зверь уставал и позволял обычному охотнику догнать себя хотя бы на второй день.
Сердце и язык лося герой решил все же отдать обижавшему его тестю. Но старик был еще далеко - там, где охотники только вспугнули лося. Обрадованный тесть отправился готовить мясо, а зять оставил его в лесу и заклял сварливого старика - пусть он заблудится и погибнет.
Согласно одному охотничьему мансийскому мифу, некий витязь любил ходить в лес и однажды заблудился. Чтобы выбраться из лесу, ему нужно было перелезть через поваленный ствол. Пришлось ему снять одежду и карабкаться по замшелому дереву. Когда он перелез на другую сторону, то обнаружил, что мох прирос к его телу, а сам он превратился в медведя. Витязь полез было назад, чтобы вернуть свою одежду, но было поздно, одежда пропала. Так он и остался медведем.
Чудовищным зверем, обитавшим в мифические времена, представляли обские угры рыбу-налима: он имел тогда крылья и мог летать по небу так же, как плавать в воде и ходить по земле. Он нападал на оленеводов и мог сожрать их вместе с оленями и даже нартой; жертвой его стали дровосек и охотник. Пришлось старейшинам семи городов семь дней молить небесного и подземного богов (Солнце дня и Солнце ночи) наказать чудовище. На суде Нумиторума прочли дощечки, на которых были записаны все преступления налима, и решили, что ему следует отрубить крылья - пусть отныне он станет простой рыбешкой, добычей рыбаков. Кости налима, напоминающие детали нарт, топор и лук со стрелой до сих пор свидетельствуют о его былой прожорливости.
Считалось, что достигшие глубокой старости звери и рыбы превращаются в подводных чудовищ с рогами - бивнями мамонта. Этими рогами чудовищный зверь вскрывал лед в водоемах.

 

 Copyright © maritumerjumo@bk.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3