Орден марийских скальдов
 
Предуведомление
Героические песни
Марийская мифология
Мифы о сотворении мира
фрагмент 2
фрагмент 1
Мифы о богах
Мифы о героях
Лирические песни
Марийское фэнтэзи
Из истории марийского народа
Гостевая
Rambler's Top100

Утка - прародительница богов. Юмо и Йын - братья-соперники

Когда-то не было еще земли, а только одно бескрайнее море. Прилетела на его поверхность утка и снесла два яйца. Из них в облике селезней вылупились братья - Юмо и Йын (имя Йына, как и имя верховного бога коми, Ена, восходит к финно-угорскому обозначению неба - "илма"; имена героев Калевалы - кузнеца Ильмаринена, старца-шамана Ейнемойнена (Эйнемойнена), удмуртского бога Инмара, по всей видимости, являются вариантами одного и того же древнего имени). Селезни стали попеременно нырять на дно моря и доставать оттуда ил: так была создана земля. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын принялся мешать творению, за что был низвергнут своим старшим братом в преисподнюю.  
Утка, Лудо, стала первой покровительницей человеческого рода. Говорят, в древние времена, когда большая часть земли была залита водой, люди долго плыли на лодках и не могли найти сухого места. Путь к берегу им указала утиная стая. С тех пор марийцы перестали звать утку "сож". Говорили о ней почтительно, так как будто кроме нее не было в мире других птиц. Лудо первоначально значило просто птица.
В другом варианте мифа Юмо своим дуновением творит землю с равнинами, пастбищами, лесами. Йын создает горы и овраги.

* * *

В мифах коми о сотворении мира бог Ен как творец хорошей и праведной части мира противостоит своему брату Омолю - прародителю всего плохого и злого. Теоним Омоль, по некоторым предположениям, возник из имени высшего бога Юмо-Юмала. Омоля еще называли Кулем, помимо пермяков и обских угров (хантов и манси), его имя было известно марийцам (во время весенних жертвоприношений Юмо и Йомшоэнеру, чучело Кульдемаша специальный человек обстреливал из лука).
Согласно одному их мифов, Ен и Омоль вылупились из двух яиц, снесенных уткой-чож в первичном океане, куда упали еще четыре яйца. Мать попросила детей достать яйца и расколоть их на ее теле; сама она поднялась в воздух и, бросившись вниз, разбилась о воду; ее разросшееся тело стало основанием земли. Из одной части яйца Ен сотворил землю на теле матери, а из другой создал солнце; из другого яйца он сделал себе помощников. Омоль создал луну, болота и озера и злых духов из двух других яиц.   
По иным вариантам мифа, Ен и Омоль плавали по Мировому океану Саридз-Сарайас (Великом Водном Пространстве, которое, согласно верованиям обских угров, является мифическим озером у самого подножья вершины Реп - отсюда, кстати, происходит античное название Рифейских, т.е. Уральских гор) в образах лебедя и гагары. Лебедь был сильнее гагары - он поверг ее в ужас громовыми раскатами своего голоса: молния опалила бока гагары, и та в страхе нырнула в воду. Гагара по приказу Ена принесла со дна немного земли, и они создали Землю. Земля досталась Ену, но Омоль попросил себе места, достаточного для того, чтобы воткнуть в землю кол. Из отверстия в земле он выпустил злых духов, гадов. Ен сотворил небо (а также солнце, звезды, леса, реки). Тогда его соперник Омоль построил второе небо, Ен третье и т.д. до семи небес. Так возникли цвета радуги. По другому мифу, Омоль сотворил медное небо, чтобы отделить Ена от творения. Затем Ен громом и молнией низверг Омоля и злых духов на землю.
Еще один миф повествует о том, как Ен и Омоль сидели в первозданном болоте в виде двух лягушек, но Ен был слеп и глуп, а Омоль зряч и хитер. Спасаясь от комаров, Омоль решил залезть повыше на кочку, взяв с собой Ена; но комары преследовали их и там, так что рассердившийся Омоль сбросил вниз Ена и упал сам. Внизу лягушки превратились в людей, а Омоль выбил себе два зуба так, что они стали рожками. Из крови Омоля возникли животные. Самый красивый зверь превратился в женщину, Ань (Калтак, Му-килчин), которая стала женой Омоля. Ен хотел похитить женщину, но потерпел неудачу и решил отгородиться от Омоля, построив себе небесное жилище. В отсутствие Ена Омоль проник на небо и разжег пламя у входа в его обитель. Но Ань дала Ену волшебный лоскут: он отбросил пламя к жилищу Омоля, так, что тот упал на землю вместо со всеми своими тварями, оглохнув при падении. 
В одном из мифов рассказывается, что светила были сотворены, когда на Земле уже жили люди и сеяли там хлеб: луна - творение Омоля - не давала тепла, и хлеб у людей стал вымерзать. Вот, что поется в рунах-песнях инкеров (прибалтийского финно-угорского народа) о временах, когда

Ощупью ходили люди,
Пальцами искали пашни,
След ноги мизинцем малым.
При свечах пахали землю,
Засевали при лучинах.

Тогда Ен создал солнце - Шонди. Рассказывают также, что луна появилась потому, что Омоль оторвал кусок от солнца, сотворенного Еном (пятна на луне, следы пальцев Омоля). Сначала светила пребывали рядом на небе, но потом солнце и луна, брат и сестра Толысь (Тылс) и Шонди (Ши, Кече) стали играть в прятки: с тех пор они и гоняются друг за другом.
Ен сотворил и ветер, но Омоль выпустил его на волю, и тот стал ломать дома и валить деревья. Люди взмолились, чтобы Ен смирил стихию, и он успокоил ветер. Однако Омолю иногда удается освободить ветер в виде вихря.
Соперничество Ена и Омоля продолжилось и при творении животных. Ен создал белку, чтобы охотники могли добывать мех; Омоль куницу, которая стала пожирать белок. Тогда Ен сотворил собаку. Чтобы она помогала человеку охотиться и стерегла его жилище. Ен сотворил полезных животных - тетерева, куропатку, рябчика и оленя, чтобы человек мог охотиться на них и добывать пищу. Омоль же создал хищных птиц и зверей - ястреба, филина, ворону и волка. По другой версии, Ен сотворил одну лишь лягушку. А Омоль создал прочих животных: лося, оленя, зайца, рыб, различных насекомых. Тогда Ен стал улучшать эти творения, лосю дал рога и велел есть траву и мох, окрасил кончики ушей зайца в черный цвет, чтобы его могли поймать люди. Омоль решил извести зайцев. Он погнал их к обрыву, - они могли спастись только в том случае, если найдутся твари более трусливые, чем зайцы. Тут лягушки испугались бегущих зайцев, и те уцелели. Когда кончики ушей зайца побелеют, наступит конец света.   
Миф о птице-творце сохранился и в мордовском фольклоре. Великая птица Иненармонь снесла яйцо: из желтка возникла земля, из скорлупы - подземная и небесная твердь.
Согласно основному мифу творения обских угров (хантов и манси), отец верховного бога Нумиторума, Корсторум, велел лули (кулику), отлично ныряющей птице, достать со дна моря немного земли. Лули три раза ныряла и только на третий раз ей удалось вынести немного земли. Прилетела гагара и стала смеяться над лули, что так мало смогла принести. Сама трижды ныряла, на третий раз выплыла почти замертво, но ничего не достала. Гагара так долго находилась под водой, что у нее кровь пошла горлом и окрасила птице грудь.
Сын Корсторума и богини Анкипугос, Нумиторум (соответствует марийскому Юмо), продолжил дело своего отца. Чтобы остановить рост земли он велел своему брату Витотиру (соответствует марийскому Вюдъюмо), богу морских и речных вод, пожирать ее. Сестра Нумиторума, "семиязыкая, в огненном платье ходящая богиня" Найэква (соответствует марийской Тулньё), раздула множество пожаров в тайге. От того земля сильно облегчилась и стала плавать по морю. Чтобы придать ей устойчивость, Нуми-торум, по совету своей своей сестры и супруги, Калташэквы (соответствует марийской Калтак), бросил на нее свой пояс, который окаменел, превратившись в Рифейские (Уральские горы). 
Нумиторум низверг своего брата Лунга, за то, что тот препятствовал ему творить мир, на землю. Тогда Лунг проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие. Из этого отверстия полезли насекомые и змеи. Тогда Калташэква загородила его медным котлом.
Прибалтийско-финским народам (прежде всего карелам, финнам-суоми, саамам) известны другие варианты финно-угорского космогонического мифа.
В "Калевале" - эпическом памятнике карел и финнов-суоми - рассказывается, что Ильматар, "дочь воздушного пространства", испытывая скуку, опустилась на воду, покрывавшую в то время всю землю. Поднявшаяся с востока буря надула ей плод.
Богиня семьсот лет, "девять жизней человека", носила в себе зачатого чудесным образом младенца. Обращаясь с просьбой к Укко, своему супругу, избавить ее от мук чрева, Ильматар заявила, что она стала матерью воды.
В это время над морем пролетала утка. Ильматар выставила из воды свое колено. Утка, приняв его за кочку, снесла на колене богини шесть золотых и одно железное яйцо.
Поэтически красочным языком руна повествует о возникновении известного нам мира:

Вот наседкой села утка,
Греет круглое колено.
День сидит, сидит другой день,
Вот уж третий день проходит -
Ильматар, творенья дева,
Мать воды, вдруг ощутила
Сильный жар в своем колене:
Кожа так на нем нагрелась,
Словно в пламени колено
И все жилы растопились.
Сильно двинула колено,
Члены сильно сотрясает -
Покатились яйца в воду,
В волны вод они упали,
На куски разбились в море
И обломками распались.

Не погибли яйца в тине
И куски во влаге моря,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать - земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.

И вперед уходит время,
Год вперед бежит за годом,
При сиянье юном солнца,
В блеске месяца младого.
Мать воды плывет по морю,
Мать воды, творенья дева,
По водам, дремотой полным,
По водам морским туманным;
И под ней простерлись воды,
А над ней сияет небо.

Наконец, в году девятом,
На десятое уж лето,
Подняла главу из моря
И чело из вод обширных,
Начала творить творенья,
Создавать созданья стала
На хребте прозрачном моря,
На равнинах вод открытых.
Только руку простирала -
Мыс за мысом воздвигался;
Где ногою становилась -
Вырывала рыбам ямы;
Где ногою дна касалась -
Вглубь глубины уходили.
Где земли касалась боком -
Ровный берег появлялся;
Где земли ногой касалась -
Там лососьи тони стали;
И куда главой склонялась
Бухты малые возникли.
Отплыла от суши дальше,
На волнах остановилась -
Созидала скалы в море
И подводные утесы,
Где суда, наткнувшись, сядут,
Моряки найдут погибель.
Вот уж созданы утесы,
Скалы в море основались,
Уж столбы ветров воздвиглись,
Создались земные страны,
Камни ярко запестрели,
Встали в трещинах утесы,
Только вещий песнопевец
Вяйнямёйнен не рождался.

Согласно реконстурируемой некоторыми мифологами калевальской версии, мир возникает из частей яйца, снесенного воздушной девой Ильматар (дочерью Юмала или Кавэукко, забеременевшей от своего отца - архаический кровосмесительный мотив), в образе утки опустившейся на выставленное из морских вод колено Вяйнямёйнена.
Но, вероятнее всего, древняя основа мифа - рассказ о том, как над изначальным бескрайним океаном в поисках гнезда летала одинокая птица - в разных рунах это могли быть утка, гуть, орел и даже ласточка. Наконец, птица увидела колено Вяйнямёйнена (Эйнемойнена) или, в других рунах, его матери - небесной (воздушной) девы Ильматар. Птица снесла яйцо на колено, но, конечно, оно скатилось в море и разбилось.
В карельских рунах рассказывается, что щука - враждебное существо нижнего, водного мира - успела проглотить три яйца, снесенные орлом; но орел поймал рыбу и вспорол ей брюхо.
В ижорской руне мир из яйца сотворила ласточка - "птица воздуха". Найдя кочку посреди вод, она отлила гнездо из меди и положила туда золотое яйцо. Тут налетела большая туча и скатила гнездо в воду. Тогда ласточка полетела к Ильмаринену просить сковать ей грабли со стальными зубьями. Этими граблями птица достала лишь половину белка и половину желтка; разбившаяся скорлупа стала зведами на небе. Южно-карельская версия отводит роль демиурга (творца) Ильмаринену (соответствующего удмуртскому Инмару, марийскому Йыну). Ильмаринен, своеобразный двойник шамана Эйнемойнена, выковывает солнце и луну. Из двух медных половинок он создает небо, скрепляя сферу невидимым тончайшим швом, так, что "след молота не виден, не видны следы клещей в нем". Чтобы небо держалось и не падало на землю, он забивает в него гвозди с серебряными шляпками, которые потом становятся звездами.
Наиболее оригинальным представляется саамский миф,  который рассказывает о том как возникло первородное море. В начале мира не было ничего, кроме головы старика. На темени этой головы имелись колодцы, но голова была покрыта шапкой (золотая шапка является непременным атрибутом небесного бога Юмо-Юмала в финской мифологии) поэтому вода была недоступна, пока гром не разорвал шапку. Тогда струи из колодцев поднялись до неба и залили весь мир. Летающая над водой утка находит травинку посреди океана: сначала травинка не выдерживает птицу, но потом подрастает и вокруг нее начинает нарастать земля. Птица кладет на травинку пять яиц. Из яиц возникают растения, источники, рыбы и птицы, звери, наконец - мужчина и женщина. 
Реликты мифа о сотворении мира сохранились в эстонских народных песнях. Синекрылая птица летала в поисках места для гнезда и нашла три куста, синий, красный и золотой. В золотом кусте она высиживает из трех яиц сыновей: одного превращает в солнце, другого в месяц, третьего в звезду. По другому варианту мифа, из четырех яиц появились люди, камни, солнце и луна.

Кугуюмо - "Великий бог" и его семья

Юмо - Господин Неба. Ветер - его дыханье, радуга - лук. Во время грозы он стремительно передвигается по каменной небесной дороге на колеснице, запряженной белыми крылатыми конями. От этого происходит гром. Из своего лука-радуги на землю Юмо посылает стрелы-молнии, которые потом застревают в земле в виде продолговатых черных камней (их называют еще чертовыми пальцами или "юмонкюями", камнями Юмо).
Юмо сотворил многих богов: Гулдр, Волгэнчо, Вюд, Тул, Мардэж, - владык и владычиц стихий (грома, молнии, воды, огня, ветра), Кече и Тылса - Солнце и Луну, Ужару - зарю, Шюдрпюда - звезды. Каждому богу господин неба дал жену - ньё (ава), каждой богине мужа - юмо, иза (ача, атя).
Чтобы укрепить свой род, Юмо вступил в брак с богиней Калтак (мланд-землей). Юмо построил Кудопэлгомштэ ("дом на небесной коре"), жилище для богов, и завел множество скота. После этого марийцы стали называть Господина Неба Кугуюмо (Куго-Юмо, Кугу), "Великим богом".

* * *

О том как появилось такое множество богов, рассказывает мордовский миф. Праматерь птица, Нармонь, высидела на высидела на огромной березе (куэ), с тремя ветвями и тремя корнями, три яйца. Из них вылупились три богини (анге). Первая - Норованге, владычица полей, охраняющая посевы (в том числе и от владычицы ветров Варманге). Вторая - Виранге, владычица леса, пастушка медведей, волков и других хищных животных. Виранге могла менять свой рост - в лесу была вровень с деревьями, в поле - с травой. Третья - мать ветров Варманге. У нее было четыре сына, которые сидели в бочках по четырем сторонам света; когда Варманге открывала бочку, оттуда вырывался ветер.
Как и марийский Юмо, коми Ен, мордовский Нишке выступает главой небесной семьи. Когда Нишке зажигает свою свечу - мир озаряется светом. У мордвы, как и у марийцев, запрещалось закрывать солнечный луч (ши йол), иначе можно было поломать ногу божеству, нельзя было и плыть через отражение солнца в воде - веслами можно задеть бороду бога. Месяц - лодка Нишке. Сам бог мог превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя. Лебедь - его любимая птица, посланец неба (у марийцев в этой роли выступает гусь). 
В одной песне поется о том, что лебедь видит жизнь богача который не приносит Нишке жертв, и жизнь бедняка. Тогда он поднимается к Нишке и рассказывает о том, что на земле нет правды.
От своего брата и супруга Ангепатяй (согласно другой версии мифа, сам Нишке является ее сыном) родила многих богов мордовского пантеона. Среди ее сыновей называют Веленьпаза (Вирьнешке), бога, управляющего земным миром, в том числе лесами и бортями, супруга Виранге. Второй сын Ангепатяй - Наромпаз, бог зимы, ночи и луны (очевидно соответствующий марийскому богу ночи Юду). Он был судьей в загробном мире (недаром марийцы приносили жертвы Юду, когда собирались кого-то судить).
Самым известным был третий сын богини, громовержец Пурьгинепаз (соответствующий марийским Волгэнчо и Гулдръюмо, удмуртской богине Гулдримум, финскому Укко, саамскому Айеке).
Четвертый сын Ангепатяй, Нешкепас, покровитель пчеловодства (соответствует марийскому Мюкшъюмо) был создан из искры, высеченной богиней с помощью огнива Нишке. Он также, как и Пургинепаз считается женихом Литовы. В одной их песен Литова обнаруживает, что беременна. Подозрительные женщины настаивают, что ее беременность "от колдовства-порчи" земного парня, но девушка рассказывает им о том, что ее "болезнь от бога". У ее отца были гуси, которых Литова пасла на берегу ручья. Однажды девушка уснула. Тут над ней пролетел рой пчел, и старая пчела ужалила спящую: живот девушки распух от укуса пчелы.
Ангепатяй родила и богинь, старшая из которых - Нишкендетейтерь ("девка Нишке"). Она покровительница пчеловодства и имеет богатый пчельник на земле (Нишкендетейтерь соответствует марийской Мюкшньё). Нишкендетейтерь также является богиней судьбы: Ангепатяй велит ей определить судьбу каждого новорожденного. Сама она, по некоторым представлениям, родила громовника Пурьгинепаза.
Вторая дочь матери богов - Норованге, владычица полей (соответствует марийской Нурньё). Она и Чипаз считаются родителями Масторпаза, бога земли, обитающего в почве и дающего земле силу (Масторпаз известен марийцам под именем Мландъюмо, а удмуртам под именем Килдисина). Норованге родила также бога вод Ведьпаза.
Третья дочь - Вирьпатяй (соответствует марийской Кожланьё), богиня лесов, рощ и деревьев. Ее сыном считается Вармапаз (соответствует марийскому Мардэжъюмо), бог ветров и воздуха.
А вот что рассказывает миф коми о детях Ена и Ань. После низвержения злого творца жена Омоля, Ань, осталась с Еном на небе. Она родила ему близнецов Йому и Войпеля, бога северного ветра (в переводе его имя значит "Северное ухо"), покровителя охотников. Но коварный Омоль уговорил женщину приоткрыть дверь, ведущую на небо, и, ворвавшись в жилище Ена, сбросил жену и детей бога на землю. От них и произошли люди.
Обитель Войпеля расположена за Рифейскими горами, на вершине, именуемой "Гнездо ветров". Войпель не любит шума, и если охотники шумят на охоте, их может замести снежный вихрь. Во время колошенья хлебов нельзя было громко полоскать бельё, а детям свистеть в свистульки, северный ветер мог заморозить посевы. Особенно осторожно следовало вести себя в горах. Горный дух Шуа, ипостась Войпеля, мог превратить шумного путника в камень.
Йома, в отличие от марийской Юмонъудэр, дочери Кугуюмо, - богиня мрачная и недружелюбная к людям. Верили, что она обитает в болоте или в лесу. Ее овцы волки, ее коровы медведи (Куллерво, герой карельских рун расправляется с обидевшей его Сюэтар, превратив стадо волшебницы в стадо диких зверей. Сюэтар отправляется доить коров, и медведи разрывают ее на части). 

* * *

Имя Кугу созвучно с именем прибалтийско-финского громовника Укко, которого эстонцы называли также Кыу. Это вероятно тем более, что имя Укко иногда несло на себе функцию обращения к любому божеству и сближалось с именем Юмала. Его представляли в виде старика с бородой. В голубом плаще (символ туч) он разъезжал на колеснице по каменной небесной дороге. Основной атрибут Укко - молния, ее символами было оружие громовника - молот (иногда каменный), палица или меч. Золотой палицей (молнией) он ударяет по дереву, высекая огонь.
Как бога-воителя Укко просили в заговорах наделить воина огненной шубой, "дать кольчугу как рубаху", воздвигнуть каменную стену, чтобы воин мог скрыться за ней. Как погодный бог Укко выступал и покровителем охотников в зимнюю пору: его просили присыпать землю свежим снегом, чтобы были видны заячьи следы.
Когда жена Укко ругается, бог начинает сердиться. С севера гремит гром - рычит Укко. После дождя устанавливается хорошая погода.
По свидетельству финских мифологов, Укко (Кавэхъукко) признается отцом Вяйнямёйнена. Кавэхъукко сотворил Солнце и Луну, от него Вяйнямёйнен получил свои магические песни. Небесный отец неоднократно помогает своему сыну. Когда Вяйнямёйнен пытается вспахать змеиное поле (дабы исполнив это трудное задание получить в жены дочь волшебницы Лоухи), впрягает в соху медведя или лося, Укко укрощает "коня Похъелы" - засыпает горячего "жеребца" снегом. В другой раз Укко воздвигает утес на пути корабля Лоухи, которая пытается отобрать похищенное у нее Сампо (магическую зернотерку, источник плодородия).
 
Жилище Кугуюмо

Кугуюмо живет на большом облаке. Там находится его жилище Юмонкудо, окруженное стеною из высоких кольев. В Юмонкудо есть все, что нужно для обеспеченной жизни: огонь, тул, под медным котлом (Вюргенпод), столбы, на которых держится крыша. Он восседает на золотом троне, держа в руках железный молот. Мощную грудь Кугуюмо покрывают доспехи. Наплечники доспехов украшены орлиными перьями. На правом плече бога сидит красноголовый дятел (йошкар вуян систа), птица, указующая дорогу к медовым бортям.
Символы верховной власти Кугуюмо следующие: праща, с помощью которой он мечет на землю "грозовые камни", железный молот (этим молотом, говорят, ударив по жертвеннику, Кугуюмо выбил искру, из которой родился первый огонь) и золотой шлем. От шлема распространяется такое сияние, что Кугуюмо может затмить свою сестру - богиню солнца Кече. 
Никто не может сравниться богатством с Кугуюмо. Самый состоятельный человек на земле перед ним - последний нищий. Когда его стадо лошадей, коров и овец идет с пастбища, протягиваясь длинной вереницею, то переднего конца стада уже не видать, а задний все еще тянется из хлевов и конюшен.
Кугуюмо любит пировать как никто из бессмертных. Раз в сто лет собираются в его жилище многочисленные боги мари. Их встречает хозяйка дома - Калтак, олицетворение живительной силы мланд-земли, законная супруга Кугуюмо и его царственная сестра. Нет среди небожителей никого краше Калтак: ее глаза - синие озера, ее волосы - травы полевые, ее брови - тонкие веточки. 
Гости садятся за широкий дубовый стол, уставленный всевозможными яствами и питьем. В этот день, когда на земле люди приносят небожителями обильные жертвы, боги особенно милостивы к человеку. Они прощают все его прошлые грехи. 
Среди пирующих можно встретить души прославленных героев народа мари, его старых и верных вождей.

Обитель богов

Боги обитают в особом мире. Там есть все, что только можно себе вообразить. На широкой зеленой равнине пасутся бесчисленные стада Кугуюмо под присмотром его дочери Небесной Девы - Юмонъудэр. Везде растут деревья из золота и драгоценных камней. В самом центре горней обители богов, стоит серебряный столб, который иногда еще называют веретеном Небесной Девы, вокруг которого "она пряжу прядет, на звезду мотает клубок".
Каждую ночь звездная пастушка ведет свое стадо к водопою - Кугоэнер (Большой Реке), Млечному Пути. В числе животных, составляющих его: небесный лось Юмоншордо, небесный конь Юмонъимне, а также небесный бык Юмонйушкыж и небесная корова Юмонъушкал (Большая и Малая Медведицы). Замыкает стадо небесный баран, схожий по виду с бекасом, Юмонуж. Кроме того, Кугуюмо послушны птичьи духи-мужо, сидящие на ветвях рябинового куста Пызлевондо (созвездие Орла). Характерное "птичье" название носит созвездие Большой Медведицы - Утиное гнездо, Лудопыжаш.
Юмонудэр любит прясть. На коленях у нее лежит большой клубок шерсти (созвездие Плеяд). Из него она тянет нить. Иногда клубки выскальзывают из ее рук, и мы видим, как кометы проносятся по небу.
Утренняя звезда, Венера, - Ужарашудур, иногда отождествляется с самой Небесной Девой.
О происхождении Млечного Пути - Дороги Гусей, старики рассказывали так. В седой древности начал наступать сильный холод. Стая белых гусей решила лететь в теплые края, спасаясь от леденящего дыхания богини ветра Мардэж.
Труден и долог был путь в полуденные страны. Чтобы отставшие от стаи собратья не заблудились, летевшие впереди самые сильные гуси оставляли в небе свои белые пуховые перья. Так образовался Млечный Путь.

* * *

По версии древних эстонцев, Большая Медведица - это телега с хозяином, в которую вместе с быком впряжен волк. Волк тащит воз в наказание за то, то некогда съел одного из быков, запряженных в телегу.

 Copyright © maritumerjumo@bk.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3